Если первоначально системный анализ рассматривался как методология решения проблем основанная на нормативном подходе, то в последнее время, в системный анализ все больше вносятся и элементы дескриптивного подхода.
Нормативный подход – основан на концепциях математического выбора рациональных решений. Нормативные модели системного анализа позволяют не только рассчитать варианты структуры и поведения системы, но и задав некоторые критерии оценки вариантов, выбрать наилучший из них. Вместе с тем, нормативные модели, в общем, не адекватны процессу принятия решений, поскольку наиболее сложные и неформальные этапы системного анализа такие как: определение проблемы, выявление целей, анализ ограничений, выработка альтернатив, в них не затрагиваются.
Дескриптивный подход – основан на концепциях мотивированного выбора решений и использует психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение субъекта. Дескриптивные модели не включают явно сформулированного критерия оценки вариантов, а позволяют лишь описывать и анализировать систему.
Поэтому необходимыми составляющими системного анализа являются методы, учитывающие мотивацию принимаемых решений, что невозможно без анализа роли человека, с у б ъ е к т а в системе..
Субъект как элемент системы.
Ранее отмечалось, что в задачах, связанных с изучением систем, присутствует Наблюдатель. Давайте остановимся на этом факте поподробнее. Оказывается нужен некий Наблюдатель для того, чтобы с какой-то целью наблюдать за системой, которая представляет собой некий объект.
До сих пор, пока мы упоминали некоторые объекты, в основном предполагалось, что объект это некоторая осязаемая реальность (предмет), обладающая некоторыми свойствами и поведением. И по идее эта реальность должна существовать без наличия Наблюдателя. А для чего тогда Наблюдатель? Ответ простой! Наблюдатель может «увидеть» то, что невидимо. С его точки зрения объектом может быть не только осязаемый и видимый предмет, но и нечто воспринимаемое мышлением – понятие, или нечто – на что направлена мысль или действие.
Отметим следующее, Наблюдатель стоит как бы над системой, он творит ее «образ». Анализируя реальный мир, реальную ситуацию (в примере «черного ящика», анализируя его входы и выходы) Наблюдатель создает «модель» объекта, т.е. то, что соответствует по его представлениям наблюдаемому объекту.
Таким образом, Наблюдатель является активным участником познания объекта, а сам объект – пассивным.
Поскольку при системном анализе Наблюдатель не только наблюдает, но и исследует, и анализирует, и проектирует, и управляет, то в дальнейшем, чтобы не «зацикливаться» на его наблюдательных функциях, будем называть его просто – Субъект. И запомним главное:
๏ Субъект – активный участник системно-аналитической деятельности.
Учитывая, что большинство вышеперечисленных задач, решаемых субъектом, относятся к числу творческих, будем в дальнейшем под субъектом понимать все-таки человека или группу людей, индивида.
๏ Индивид – человек, коллектив или организация, которые имеют некоторую цель, ставят и решают задачу.
Отсюда можно дать еще одно определение субъекта:
๏ Субъект – целеустремленный индивид.
Правда, во многих работах по системам управления под субъектом понимают как человека, так и некоторую управляющую систему или механизм. Но мы в дальнейшем под субъектом будем подразумевать индивида. Отсюда возникает необходимость учета личностных свойств человека, оказывающих влияние на процесс решения проблем.
Под личностными свойствами человека будем понимать: