Следующая трудность связана с учетом неопределенностей, присущих анализируемой проблеме. Следует отметить, что слабо структурированная проблема, характеризуется широким спектром неопределенностей. В качестве наиболее существенных можно выделить неопределенности, связанные с неясностью целей, с построением гипотез о состоянии системы, с выбором показателей качества решения, с прогнозом последствий принимаемого решения и т.д. различный характер неопределенностей диктует и различные методы их разрешения. Применение системного анализа к решению слабоструктурированных проблем привело к выработке целого ряда новых методологических принципов и подходов по сравнению с традиционным использованием моделей и математических методов. Одним из таких новых подходов, позволяющим учитывать неопределенности различного характера является теория нечетких множеств.
Этап 1.– задумка задачи:
Сбор сведений о предприятии.
Все сведения нужно классифицировать и разбить на 2 группы: сведения о системе и внешняя информация. Нужно выделить:
1. Физическое и техническое окружение системы (т.е. те параметры, которые связаны с техническим состоянием системы).
3. Социальное окружение (описание отношений между людьми).
4. Нужно создать перечень тех слов и понятий, которые описывают объект автоматизации
5. Далее нужно установить связь между элементами списка, т.е. построить структуру
6. Использовать элементы прогнозирования (как изменяться параметры системы в будущем). Написание сценария – словесного описания системы, развивающейся во времени.
Этап 2.–определение конечной цели:
Чего хотим добиться от внедрения системы?
Для этого нужно представлять себе структуру системы, т.е. составляем дерево целей.
Глобальная цель
Экономическая цель Социальная цель
Научная цель
… …
….
На верхнем уровне цель достаточно размытая.
Цель – желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.
Рекомендации по формированию цели:
1. Чем короче, тем лучше.
2. Конкретизация требуемого конечного результата.
3. Конкретизация заданного срока достижения цели. Нужно оговорить, что и когда должно быть сделано (а не как и почему).
4. Ввести критерий достижимости цели (в простых системах критерий и цель могут совпадать, а в сложных системах критериев может быть несколько).
Критерий– стандарт, с помощью которого проведена оценка цели.
Одна из проблем измерения критериев – неизвестно насколько близко достигаются цели. Для этого решаются задачи шкалирования.
Шкала задается:<W, Rw,RA>
W-множество, которое мы соотносим с данной шкалой (множество непрерывных чисел, целых чисел, набор качественных понятий…).
Rw- отношение, заданное на множестве w.
RA- отношение, отображения цели на шкалу.
Шкалы также классифицируются по виду Rw, в зависимости от того какие преобразования допускает Rw.
Обычно рассматриваются следующие типы шкал:
· Наименований
· Порядковая
· Интервалов
· Отношений
· Разности
· Абсолютная
Чем лучше множество Rw, тем совершеннее шкала.
1. Шкала наименований:
Используется для соотношений объектов определенным классам (всем объектам какого-либо класса присваивается одно и тоже число).
Эти шкалы допускают взаимно однозначное преобразование: если существуют 2 варианта приписывания классам численных значений, то эти варианты связаны между собой взаимно однозначно. Шкалы наименований не имеют масштаба и начальной точки отсчета.
2) Порядковые шкалы: для упорядочения объектов по одному или нескольким признакам.
Rw=(r|k1>k2 ® r(k1)>r(k2)). У этих шкал нет масштаба и начальной точки отсчета.
3) Шкала интервалов: для отображения величины различия между свойствами объектов
При преобразованиях различие не изменяется. Например, шкалы Цельсия и Фаренгейта. У этих шкал существует масштаб и начальная точка отсчета.
Т.е сохраняется отношение интервалов.
4) Шкала отношений: для показателей длины, массы, веса – отображает отношения типа: во сколько раз свойство одного объекта превосходит это свойство другого объекта.
Это частный случай шкалы интервалов, существует масштаб, но нет начальной точки отсчета.
5) Шкала разностей: отражает, насколько один объект превосходит другой объект.
.Существует точка начального отсчета, но нет масштаба.
6) Абсолютная шкала: . Точка отсчета – 0, масштаб – 1, т.е. существует только 1 отображение объекта в числ. систему.
Дерево целей неоднозначно. К решению этой задачи существует 2 подхода:
1) Сверху вниз: Выбирается цели 1-го уровня, затем разбивают каждую из них на подцели и т. д. пока не достигают набор элементарных целей.
2) Снизу вверх: предъявляют набор элементарных целей и надо определить к чему приведет их выполнение.