1. Статистика как наука.
2. Предмет статистики.
3. Методология статистики.
4. Основные категории статистики.
Статистика как наука
Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Аванхелем, и означал он тогда «государствоведение».
Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. За 5 тыс. лет до н. э. проводился подсчет населения в Китае, велся учет имущества в Древнем Риме, в средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Все эти эпизодические учеты носили примитивный характер и использовались в основном в военных целях и при налогообложении.
По мере развития производительных сил расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений. Производство требовало информации об источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции, международная торговля - информации об иностранных государствах, их городах, населения, ремеслах, торговле, ценах и т.д. Начиная с 16 века в Италии, Голландия и других странах создаются сборники, посвященные разным странам, их политическому устройству, населению, промышленности, с\х, торговле, путям сообщения. В странах начинают регулярно проводится статистические работы по рождаемости и смертности населения, по учету явлений хозяйственной жизни. Накапливается опыт, появляются рекомендации о том, как организовать учет и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их, проанализировать и выявить различные закономерности.
Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная в последствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода информации, без которой невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни и сферах деятельности.
Развитие статистики как науки шло по трем направлениям.
Первое направление возникло в Германии и известно как описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, торговли, вероисповедания, благосостояния и т. д. – без анализа закономерностей и связи между явлениями.
Основатель этой школы – немецкий ученый Герман Конринг (17 в.). Он ввел преподавание «Государствоведения» как учебной дисциплины в университетах, название которой его последователь Готфрид Ахенваль (18 в.) предложил заменить на «Статистику», положив тем самым начало развития статистики как науки.
В России последователями государствоведения были И.К. Кирилов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, К.Ф. Герман, К.и. Арсеньев и др.
{Иван Кириллович Кирилов более 20 лет служил в Сенате, проявлял большой интерес к учетным данным, поступающим в Сенат. В 1727 г. по материалам 1 петровской ревизии закончил работу под названием «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец Всероссийский и проч.». Это было первое систематизированное статистическое и экономико-географическое описание России. Предметом описания служили города России: их расположение, население, строения, фабрики и заводы, промысел, торговля, расходы и доходы, монастыри, церкви и пр.
Такого детального и систематизированного описания не было прежде в Европе. Особенно ценным было использование в этой работе таблиц. Кирилова считают первооткрывателем табличного метода в статистике.
Историк, географ и государственный деятель Вас. Ник. Татищев разработал специальную анкету для сбора информации для составления по заданию Петра 1 экономико-географического описания России. Она содержала 198 вопросов по истории, географии, этнографии, экономике и пр. Подверг критическому анализу предыдущие переписи населения. Его работа «Рассуждения о ревизии поголовной и касаюсчемся до оной» посвящена вопросам организации и усовершенствования учета населения.
Продолжателем дела Татищева в области сбора информации для всестороннего описания России продолжил Мих. Вас. Ломоносов.
Кал Федорович Герман – первый руководитель статистического комитета созданного при Министерстве полиции (1811 г.)., преподавал статистику в учебных заведениях, автор многих работ.}
Второе направление развития статистики как науки возникло в Англии и известно под названием «политическая арифметика». Основатели этой школы Уильям Петти и Джон Граунт (17 в.). Политические арифметики в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений, что гораздо ближе к современному пониманию статистики. {Дж. Граунт исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения, изучая в течение многих лет бюллетени смертности, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умерших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Например, он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14:13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64 % лондонцев, до 16 лет – 40 %, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т. д.} Д.Граунт составил первую таблицу смертности, это был первый труд политических арифметиков.
У.Петти занимался хозяйственными процессами, закономерностями в общественной и хозяйственной деятельности. Он первым попытался оценить национальное богатство и национальный доход. У.Петти по праву считается основателем экономической статистики.
В первой половине 19 века возникло третье направление статистической науки –статистико-математическое. Среди представителей этого направления: А.Кетле – основоположник учения о средних величинах, К.Пирсон, В. Госсет, известный под псевдонимом Стъюдент, Р.Фишер, Д.Н. Журавский, С.Г. Струмилин и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятности, составляющую одну из отраслей прикладной математики.
В 20 веке содержание статистики, как науки, пополнилось применением экономико-математических методов, использование ЭВМ.
Т.о., история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством трудового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего потребностями управления производством и жизнью общества
В настоящее время термин статистика употребляться в трех значениях:
- отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о различных явлениях и процессах общественной деятельности, например, статистика населения, статистика труда, статистика уровня жизни, промышленности финансов и т. д.; эту деятельность осуществляет Госкомстат Украины;
- cовокупность цифровых сведений: статистические данные представляемые в отчетности предприятия, отраслей, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической печати, которые являются результатом статистической работы (то есть первого случая);
- специальная научная дисциплина, изучающая с количественной стороны массовые явления и их закономерности.
Предмет статистики
В определении статистики как науки присутствует несколько характерных особенностей. Статистика изучает:
- массовые явления при помощи статистических показателей (численность населения, кол-во произведенной продукции в стране промышленной, с/х, строительной и др. за определенный период) и их динамику;
- количественную сторону массовых явлений и дает количественную, цифровую сторону явлений;
- количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени (динамику численности населения и занятости его по секторам экономики, распределения доходов, объемам производства и т.д.).
Основные разделы статистической науки
Теория статистики – рассматривает общие принципы и методы изучения социально-экономических явлений и процессов.
Социально-экономическая статистика – изучает методологию построения макроэкономических показателей и их анализ, а также социальных условий жизни и труда населения, потребления им материальных благ и услуг.
Отраслевая статистика – изучает отдельные отрасли н\х или общественной жизни.
Методология статистики
Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики (метод массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей и т.д.)
Экономико-статистическое исследование состоит из трех основных стадий:
- сбор первичной статистической информации;
- статистическая сводка и обработка первичной информации;
- анализ статистической информации.
Основной задачей первого этапа является учет каждого единичного факта и индивидуальных значений его признаков. Применяется для этого метод массовых наблюдений. Требования массовости объясняется тем, что статистические закономерности проявляются только в достаточно большом массиве данных благодаря действию закона больших чисел. Суть его заключается в том, что в обобщающих статистических показателях, рассчитанных на основе массового наблюдения, взаимно погашаются следствия, порожденные случайными причинами, и остаются следствия, обусловленные общими для всех фактов причинами. Другими словами совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая.
{Например: большое число наблюдений за рождаемостью показывает соотношение, довольно устойчивое для конкретных исторических условий, между числом родившихся мальчиков и девочек (из 100 – 51, 49 девочек), отражающее определенный биологический закон, но в отдельной семье (род доме) это состояние может быть различно: одни девочки, мальчики, другое их сочетание.}
Вторая стадия заключается в том, что собранные факты классифицируются, систематизируются, группируются по определенным признакам, подсчитываются различные показатели, проектируются и заполняются таблицы, совершается переход от характеристик единичных фактов к характеристике данных, объединенных в группы. Информация на этой стадии обрабатывались методом статистических группировок.
На третьей стадии приводится анализ статистический информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, индексов и др.
Основные категории статистики
Статистика оперирует категориями, т.е. понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.
Статистика изучает закономерности массовых явлений. Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью.
Статистическая совокупность – это множество объектов, явлений, объединенных единой закономерностью и изменяющихся в пределах общего качества. Например: совокупность предприятий, производимых однотипную продукцию, но различающихся объемами производства и реализации продукции, численностью работников, доходами, прибылью и т.д. (Например, совокупность студентов, различающихся чем?).
При организации статистического наблюдения различают генеральную и выборочную совокупность.
Генеральная совокупность – это вся совокупность реально существующих статистических объектов. Генеральная совокупность может быть конечная или бесконечная.
Выборочная совокупность – это совокупность единиц, отобранных из генеральной совокупности по определенным правилам, признакам.
Статистическая совокупность может быть однородной и неоднородной.
Однородная – это совокупность, в которой ее элементы сходны между собой по каким-то существенным признакам, но различаются по каким-либо другим признакам.
Отдельные объекты, составляющие статистическую совокупность, называются единицами совокупности. Например: отдельно взятое предприятие, работник предприятия, автомобиль, станок и др.
Единицы статистической совокупности обладают множеством качеств, свойств, по которым устанавливается их сходство или различие и которые называются признаками. Например: единица статистической совокупности – «предприятие» - имеет след признаки: объемы произведенной и реализованной продукции, издержки производства, соотношение собственных и заемных средств и т.д. Значение каждого признака отдельной единицы совокупности называется вариантой. А различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц статистической совокупности вариацией. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом конкретном случае. Например: успеваемость определенного студента зависит от базового образования, способностей, желания, затрат времени на подготовку, умение организовать свой рабочий день и отдых, стимула и других факторов.
Варьирующие признаки могут быть количественными, если их варианты выражаются числовыми значениями (возраст, стаж работы, зарплата) и неколичественными (атрибутивными, качественными) не имеющими числового значения и представляющими собой смысловые понятия (профессия, социальная принадлежность).
В случае, когда варианты признака могут принимать одно из двух противоположных значений говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например: продукция может быть годной или бракованной.
Признаки подразделяются на существенные или главные, выражающие существенную сторону явлений, и несущественные. Статистическому изучению подлежат существенные признаки.
Признаки, характеризующие статистическую совокупность, взаимосвязаны между собой, поэтому следует различать факторные (признаки-факторы) и результативные признаки.
Факторные – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаками.
Результативные – это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. Так, квалификация, стаж работы – факторные признаки, производительность труда – результативный.