В архитектуре "клиент/сервер" функции приложения распределены между двумя (или более) компьютерами. В соответствии с тем, каким образом это сделано, выделяются три модели архитектуры "клиент/сервер":
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access - RDA);
- Модель сервера базы данных (DataBase Server - DBS);
- Модель сервера приложений (Application Server - AS).
RDA-модель
В RDA-модели (рис. 2) коды компонента представления и прикладного компонента совмещены и выполнятся на компьютере-клиенте. Последний поддерживает как функции ввода и отображения данных, так и прикладные функции ("толстый" клиент).
Доступ к информационным ресурсам обеспечивается, как правило, операторами специального языка (например, SQL) или вызовами функций специальной библиотеки (если имеется соответствующий API). Запросы к информационным ресурсам направляются по сети удаленному компьютеру-серверу базы данных. Последний обрабатывает и выполняет запросы и возвращает клиенту блоки данных. Говоря об архитектуре "клиент/сервер", в большинстве случаев имеют в виду именно эту модель.
DBS-модель
В DBS-модели (рис. 3) процесс, выполняемый на компьютере-клиенте, ограничивается функциями представления ("тонкий" клиент), а прикладные функции реализованы в хранимых процедурах (stored procedure), которые также называют компилируемыми резидентными процедурами, или процедурами базы данных. Они хранятся непосредственно в базе данных и выполняются на компьютере-сервере базы данных, где функционирует и компонент, управляющий доступом к данным, то есть ядро СУБД.
AS-модель
В AS-модели (рис. 4) процесс, выполняющийся на компьютере-клиенте, отвечает, как обычно, за ввод и отображение данных (то есть реализует функции первой группы). Прикладные функции выполняются группой процессов (серверов приложений), функционирующих на удаленном компьютере (или нескольких компьютерах). Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решения прикладных задач, обеспечивается таким же способом, что и в RDA-модели. Серверы приложений выполняются, как правило, на том же компьютере, где функционирует менеджер ресурсов, однако могут выполняться и на других компьютерах.
Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещение их там, где они будут функционировать более эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является использование выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов SQL и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации на месте без излишней перекачки данных на рабочие станции.
Большинство конфигураций клиент-сервер использует двухзвенную модель, состоящую из клиента, который обращается к услугам сервера. Для эффективной реализации такой схемы часто применяют неоднородную сеть. Как минимум, предполагается, что диалоговые компоненты PS и PL размещаются на клиенте, что позволяет обеспечить графический интерфейс. Далее возможно разместить компоненты управления данными DS и FS на сервере, а диалог (PS, PL), логику BL и DL на клиенте. Типовое определение архитектуры клиент-сервер - приложение на клиенте, СУБД - на сервере - использует эту схему.
Переместив с клиента часть логики приложения на сервер, получим систему клиент-сервер с разделенной логикой. Часть прикладной логики может быть реализована на клиенте, а другая часть логики - в виде обработчиков событий (триггеров) и хранимых процедур на сервере БД. Такая схема при удачном разделении логики приводит к сбалансированной загрузке клиентов и сервера, но при этом затрудняется сопровождение приложений.
На основе многотерминальной системы в качестве сервера приложений также возможно создание архитектуры клиент-сервер (рисунок 4). В этом случае в многозадачной среде сервера приложений выполняются программы пользователей, а клиентские узлы вырождены и представлены терминалами. Подобная схема информационной системы характерна для Unix.