Флешмоб (также флеш моб и флеш-моб, англ. flash mob - «вспыхивая толпа», flash - вспышка, mob - толпа ) - это заранее спланированная массовая акция, обычно организована через Интернет или другие современные средства коммуникации, в которой множество людей оперативно собирается в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее согласованные действия (сценарий), и затем быстро расходятся.
Нет единого мнения по поводу того, какая цель проведения флешмобов. Участники того самого мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов - развлечение, нарушение обыденного хода жизни, произвести впечатление на окружающих, ощущение причастности к общему делу, самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»), попытка получить острые ощущения. Идеология классического флешмоба придерживается девиза «Флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики».
Движение флешмоба исходит из того, что в флешмоб-акций является типовые правила. Важнейшие их пункты:
-
Вроде спонтанное действие. Запрет собираться или привлекать внимание на месте до акции, одновременное начало и окончание акции ее участниками. После акции нужно мгновенно исчезать с места действия в разные стороны и делать вид будто ни чего и не было.
-
Сценарий должен привносить абсурдность в происходящее.
-
Жесткое соблюдение сценария.
-
Не вызывать агрессивной реакции. Не нарушать законов и моральных устоев, не показывать никаких политических взглядов. Флешмоб-акции, не придерживающиеся этого уже будут экстрим-мобом или полит-мобом.
Явление флэшмоба началось после того, как в октябре 2002 вышла книга социолога Говарда Рейнгольда ( en: Howard Rheingold ) «Умная толпа: следующая социальная революция» ( англ. Smart Mobs: The Next Social Revolution ), в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии ( Интернет,сотовые телефоны ) для самоорганизации. В июне 2003 Роб Зазуэта из Сан-Франциско, прочитав Рейнгольда, создал сайт flocksmart.com, на котором первые мобберы стали договариваться о собраниях.
Первый флешмоб прошел 17 июня 2003 года в Нью-Йорке, США. До двухсот мужчин собрались вокруг одного дорогого ковра в универмаге Macy's и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе на окраине Нью-Йорке, и пришли купить «Коврик Любви».
Полит-моб
Социальный и политический оттенок превращает флешмоб на полит-моб или социальный моб. Впрочем, обычные люди часто называют флэшмобам общественно-политические акции. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выразить общественное мнение или обратить внимание на те или иные проблемы, чеммитинги или демонстрации.
Например, после выборов в Беларуси 2006 года мобберы устроили ряд таких акций [1]. Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать ее на мелкие кусочки. В другой подобной акции около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Беларуси. На пике популярности в апреле 2006 года «политические флешмобы» ??в Минске собирали до 100-120 мужчин. Чтобы прекратить такого рода акции, власть задерживала 10-20 мужчин, за две недели снизило количество участников флешмобов до 10-15 мужчин.
Флешпротестмоб
Начиная с 2008 года в Украине был начат новый вид флешмобов, ориентированных на групповой проявление протеста. В отличие от классического флешмоба, флешпротестмоб классифицировали как заранее спланированную массовую акцию, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте и в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия ПРОТЕСТНЫЕ содержания, после чего одновременно быстро расходится в разные стороны. На ФЛЕШПРОТЕСТМОБах запрещена популяризация людей, объединений граждан. Все происходит вокруг идей, их интерпретаций. При организации ФЛЕШПРОТЕСТМОБив приветствуется широкое информирование общественности, СМИ, поскольку считается, что идея протеста, таким образом, может быть распространена значительно за пределы участников мероприятия и случайных прохожих. За последние несколько лет флешпротестмобы проводились в большинстве областей Украины. Примеры флешпротестмобив: «Повернись к власти спиной», «На молодежь забили», «Мы не будем молчать», «Поставь двойку министру за Год молодежи в Украине», «Спроси министра де год молодежи», «Днем с огнем» и многие другие.
Жаргон
-
Акция
-
действие, выступление, конкретное конечное воплощение сценария;
-
Афтерпати
-
(Сокр. АП англ. after party ) - встреча мобберов после акции;
-
Камертон
-
часы, находящиеся в общественной или другом местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на место акции;
-
Классика
-
Фм-акция, построенная на первичных основах идеологии этого движения: мгновенное создание толпы, абсурдность действий и т.п.;
-
Маяк
-
специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых флешмоб-акций, для того чтобы подать моббера условный сигнал о ее начале;
-
Медиа-группа
-
(«Знимальникы») официальные представители ФМ-организаций, занимающихся съемкой ФМ-акций;
-
Мобберы
-
(«Флешмоберов») человек, участвующий в флешмоб-акций;
-
Мобиты
-
(«Мобитися») участвовать в ФМ-акциях;
-
Мобплейс
-
место прохождения ФМ-акции;
-
Мобхаус
-
( англ. mob-house ) особый тип моб-преобразования реальности, имеющей в своей основе долгосрочное (по сравнению с обычным мобом) взаимодействие мобберов и бытия; проводится значительно реже «обычных мобов» и, в отличие от них, в основном закрытых помещениях, где мобберы могут почувствовать себя временно изолированными от прохожих и помобиты исключительно для себя и своих;
-
Парускерство
-
явление, заключающееся в нарушении правил (разговоры, смех и все, что не было запланировано в сценарии);
-
Парускеры
-
(«Смайлсы», «Элвис») это мобберы, игнорирующие правила ФМ;
ололололол таращится на происходящее;
-
ЗМИшникы
-
фото-, теле-и другие репортеры (пресса), присутствующие на ФМ-акции;
-
Струксы
-
мобберы-туристы, делают паломничества в иногородние моб-сообщества, с целью «на людей посмотреть - себя показать»;
-
Экстрим-моб
-
акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, шокирующие даже самих участников. Акции не для всех;
-
date-mob
-
ФМ-акция, направленная на знакомства мобберов;
-
Фан-моб
-
( англ. Fun-mob ) флэшмоб, являющийся по сценарию или ставший во время проведения массовым приколом. Характеризуется несоблюдением правил, отсутствием у мобберы особого ощущения моба;
-
GFM
-
(«Global Flash Mob») всемирная ФМ-акция, в которой участвует максимальное количество стран и городов;
-
Полит-моб
-
(«Социальный моб») - акции социальной и политической направленности. Все социальные акции автоматически квалифицируются как политические, если идея акции может быть интерпретирована как направленная против (или в пользу) определенных политических сил, например, властных структур;