Блог (также блог, англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий ») - это веб-сайт, основное содержание которого - записи, изображения или мультимедиа, регулярно добавляются. Для блогов характерны короткие записи временной значимости.
Блогерами называют людей, которые являются авторами блогов. Совокупность всех блогов в Интернете создает блогосферу. Популярность блогосферы обусловлена прежде всего возможностью использования таких недоступных ранее инструментов, как RSS, trackback и др.. По версии газеты «Вашингтон профайл» ( англ. Washington Profile ), первым блогом считают страницу Тима Бернса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое использование блогов началось с 1996 года. В августе 1999года компьютерная компания «Pyra Labs» с Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блогов служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.
Типовая анатомия блога
Содержание блога можно представлять себе как ленту, на которой в хронологическом порядке согласно дате их публикации блоггером идут сообщения, так называемые посты, один за другим. Поскольку со временем в блоге накапливается много постов, как правило, эта лента занимает несколько страниц, так что последний пост занимает верхнюю часть первой страницы, и чем раньше, тем ниже его содержатся предыдущие посты, скажем все посты за последнюю неделю, вторая страница тогда посвященная постам за неделю до того, третья страница еще древним, и так далее. Как правило страницы блога также содержат ссылки на архив блога, т.е. на предыдущие посты сгруппированы по месяцам и годам. Итак навигация блога в хронологическом порядке является очень легкой.
Кроме того во многих системах блогування возможно назначать категории постам. Эти категории отражают тематику постов, как например, «программирование», «поэтика», «семейные дела» и тому подобное. Тогда посетители блога, которые интересуются мнениями блоггера по программированию могут по ссылке на эту категорию перейти ко всем существующим постов автора, посвященных этому предмету.
Типично отдельный пост в блоге имеет заголовок, дату публикации, собственно, смысл, который состоит из гипертекста (мысли автора, цитаты и т.д.), ссылок на другие сайты и блоги в Интернете, иногда изображений или даже видео. Также пост содержит комментарии к нему оставленные посетителями и простую веб-форму, с помощью которой, они приобщают эти комментарии.
Разновидности блогов
-
За автором (авторами):
-
Личный (авторский, персональный) блог - ведется одним лицом (как правило - его владельцем);
-
«Призрачный» блог - ведется от имени чужого лица неопределенной персоной;
-
Коллективный или социальный блог - ведется группой лиц по правилам, которые определяет собственник;
-
Корпоративный блог - ведется всеми сотрудниками одной организации;
-
По наличию / виду мультимедиа:
-
Текстовый блог - блог, основным контентом которого являются тексты;
-
Фотоблог - блог, основным контентом которого являются фотографии;
-
Музыкальный блог - блог, основным контентом которого являются музыкальные файлы;
-
Подкаст и блогкастинг - блог, основным контентом которого надиктовуется и выкладывается в виде MP3-файлов;
-
Видеоблог - блог, основным контентом которого являются видеофайлы;
-
По особенностям контента:
-
Контентный блог - блог, публикующий первичный авторский контент;
-
Микроблог - блог, сообщениями в котором есть короткие ежедневные новости из собственной жизни пользователей (см. микроблоггинга )
-
Мониторинговий блог - блог, основным контентом которого являются прокомментированы ссылки на другие сайты или блоги;
-
Цитатный блог - блог, основным контентом которого являются цитаты из других блогов;
-
Сплог - спам-блог;
-
По технической основой:
-
Stand-alone блог - блог на отдельном хостинге и движители ( CMS );
-
Блог на блог-платформе - блог, который ведется на мощностях блог-служб ( LiveJournal, LiveInternet и проч.)
-
Моблог - мобильный блог, который наполняется с мобильных или портативных устройств;
Роль и популярность блогов
Чрезвычайная популярность блогов обусловлена двумя главными обстоятельствами: во-первых, публиковать информацию в Интернете с помощью блогов довольно легко - фактически, создание нового поста сводится к прибавке его текст в соответствующем поле и отправки его на сервер путем нажатия кнопки «Опубликовать» ( англ. англ. -Publish ) или подобной, и все, после этого пост хранится на сервере, который автоматически формирует страницы, различные ссылки, добавляет стиль форматирования, т. (такие серверные программы называются системами управления содержанием - англ. - Content Management Systems или CMS). Поэтому пользоваться блогом же легко, как простым текстовым редактором. Вторая причина - это моментальная доступность в Интернете опубликованной информации, тем более, что существуют несколько бесплатных блоговых платформ (например Wordpress или Livejournal ), где любой может зарегистрироваться и вести свой блог. Блоги периодически сканируются Интернет-поисковиками, такими как Google, Yahoo!, и др..
Именно из этих характеристик - мобильности и доступности блогов - следует их выдающаяся роль в создании информационного общества, реализации свободы слова, борьбе за права человека в мире, да и просто в коммуникации и обсуждении любых идей среди людей. Признанием большой социальной роли блогосферы в борьбе за права и свободы людей стала недавняя публикация так называемого «Справочника блоггеров и кибер-диссидентов» ( Handbook for Bloggers and Cyber-dissidents ) ассоциацией «Репортеры без границ» ( Reporters without Borders ), который является свободным для использование и распространение и служит прекрасным введением как к основам ведения блога и различных его аспектов, так и к применению блогов в качестве оружия для борьбы с тоталитарными правительствами и цензурой в целом. Также как один из многих примеров социальной роли блогов можно указать известный Interdictor's блог на LiveJournal, посвященный урагана «Катрина» и велся парнем, который остался в Новом Орлеане и каждые несколько часов извещал о развертывании трагических событий, в то время способствовало подстрекательство общественного мнения против слишком медленной реакции Белого Дома.
Большинство блогов частного характера имеют интерес лишь для небольшой группы людей, которые могут быть знакомы с автором или интересуются его мыслями и комментариями по поводу событий в мире, профессиональной деятельности, семейной жизни, искусства и т.д.. Только некоторые из них становятся известными блоггерами, новые посты которых могут получать десятки или сотни комментариев.