Электронная почта ( англ. e-mail, или email, сокращение от electronic mail ) - популярный сервис в интернете, что делает возможным обмен данными любого содержания ( текстовые документы, аудио - видео файлы, архивы, программы ).
Назначение и функции E-mail
По электронной почте можно отправлять не только текстовые сообщения, но и документы, графику, аудио-, видеофайлы, программы и т.п.. Электронная почта очень полезна, если нет полноценного доступа (on-line) в Интернет. По электронной почте можно получить услуги других сервисных сетей.
Электронная почта - типичный сервис отложенного чтения ( off-line ). После отправки сообщения, как правило, в виде обычного текста, адресат получает его на свой компьютерчерез некоторый период времени, и знакомится с ним, когда ему будет удобно.
Электронная почта похожа на обычную почту, имея те же преимущества и недостатки. Обычный лист состоит из конверта, на котором указана адрес получателя и стоят штампы почтовых отделений пути следования, и содержимого - собственно письма. Сообщения состоит из заголовков, содержащих служебную информацию (об авторе письма, получателя, путь прохождения письма), которые служат, условно говоря, конвертом, и собственно содержимое самого письма. По аналогии с обычным письмом, соответствующим методом можно внести в электронное письмо информацию какого-либо другого рода, например, фотографию и т.д.. Как и в обычном письме можно поставить свою подпись. Обычное письмо может не дойти до адресата или дойти с опозданием, - аналогично и сообщение. Обычное письмо весьма дешево, и электронная почта - самый дешевый вид связи.
Итак, электронная почта повторяет достоинства (простоту, дешевизну, возможность пересылки нетекстовой информации, возможность подписать и зашифровать письмо) и недостатки (негарантированное время пересылки, возможность доступа для третьих лиц во время пересылки, неинтерактивность) обычной почты. Однако у них есть и существенные отличия. Стоимость пересылки обычной почты в значительной степени зависит от того, куда она должна быть доставлена, ее размера и типа. В электронной почты такой зависимости или нет, или она достаточно ощутимо. Электронное письмо можно шифровать и подписывать более надежнее и удобнее, чем письмо на бумаге - для последнего, собственно, вообще не существует общепринятых средств шифровки. Скорость доставки электронных писем гораздо выше, чем бумажных, и минимальное время прохождения несравнимо меньше.
Принцип действия
На диаграмме показано типичную последовательность событий, когда Алиса отправляет письмо с помощью почтовой программы (MUA). Она вводит e-mail адресата и нажимает кнопку «отправить».
Принцип работы электронной почты.
-
Ее почтовый клиент форматирует сообщение в специальный формат и отправляет по протоколуSMTP на местный сервер обмена почты (MTA), в этом случае smtp.a.org, ее интернет-провайдера.
-
Сервер обмена почты получает адрес назначения из данных протокола SMTP (а не из шапки письма), в этом случае, это bob@b.org. Адрес сундук для получения электронных писем - это строка localpart @ exampledomain. Фрагмент перед знаком @ называют локальной частью адреса, как правило, она совпадает с именем получателя, а фрагмент после знака @ называют доменным именем. Сервер передачи писем использует доменное имя для определения полного имени сервера обмена письмами в доменной системе имен (DNS)
-
DNS сервер домена b.org, ns.b.org, посылает в ответ МХ записи в которых перечислены серверы обмена почты этого домена, в этом случае mx.b.org, сервер интернет-провайдера Боба.
-
smtp.a.org отправляет письмо mx.b.org по протоколу SMTP, который кладет его в сундук пользователя bob.
-
Боб нажимает кнопку «получить сообщение » в почтовом клиенте, который получает письма с сервера по протоколу Post Office Protocol (POP3).
История
Электронная почта возникла задолго до появления Интернета. Она развивалась постепенно, начиная от возможности обмена сообщениями между пользователями одного компьютера, затем в пределах сети компьютеров, использующих одинаковые операционные системы, и, наконец, были разработаны универсальные протоколы, совместимые с различными компьютерами и различными операционными системами.
Впервые возможность многопользовательской работы на одном компьютере была продемонстрирована в 1961 в Mассачусетському технологическом институте, где была создана Совместная система общего времени (CTSS). Пользователи получили возможность входить в систему компьютера IBM 7094 через удаленные телефонные терминалы и сохранять свои данные на жестком диске. Возникла возможность обмена информацией между пользователями, и в 1965 начала работу первая электронная почта.
Важную роль в развитии электронной почты сыграла сети ARPANET, предшественник Интернета.
Протоколы передачи электронной почты
Программы-клиенты для работы с E-mail
Функционирование электронной почты построена на принципе клиент-сервер, стандартном для большинства сетевых сервисов. Для обмена письмами с почтовым сервером, требуется специальная программа-клиент. Существует много различных программ-клиентов электронной почты, которые могут отличаться отдельными функциями, возможностями и интерфейсом, в том числе и такие, которые работают на сервере (в режиме on-line ). Однако общие функции в большинстве пакетов одинаковые. К ним можно отнести:
-
подготовка текста;
-
импорт файлов-приложений;
-
отправка письма;
-
просмотр и сохранение корреспонденции;
-
уничтожения корреспонденции;
-
подготовка ответа;
-
комментирование и пересылка информации;
-
экспорт файлов-приложений.
К популярных почтовых программ-клиентов относят:
-
Eudora Mail
-
Evolution
-
KMail
-
Mozilla Mail
-
Mozilla Thunderbird
-
Netscape Mail
-
Novell GroupWise
-
Opera Mail (M2)
-
Outlook
-
Outlook Express
-
TheBat!
Современный пакет программ электронной почты имеет хорошо организованный интерфейс, не требующий много времени и усилий для усвоения, и обычно обеспечивает такие дополнительные функции:
-
идентификация владельца почтового ящика;
-
автоматическое добавление подписи;
-
адресные книги;
-
проверка орфографии;
-
возможность создания почтовых ящиков различного назначения;
-
шифрования / дешифрования сообщений;
-
Работа в автономном (off-line) режиме;
-
фильтрацию / маршрутизацию сообщений;
-
автоматическая отправка ответа о временном отсутствии получателя или
-
автоматическая переадресация письма на другой электронный адрес.
Интересное
По статистике в 2010 году, спам составил 89% всех электронных почтовых сообщений интернета.