«Дотком» ( dotcom , dot-com , dot.com ) - компания, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет . Бурное развитие таких компаний начался в конце 90-х гг. XX века . Название происходит от английского dot-com » («точка-com») - домена верхнего уровня . COM , в котором зарегистрированы преимущественно коммерческие организации.
После краха «доткомов», вызванного непродуманностью и неэффективностью их бизнес-моделей слово «дотком» стало употребляться в пренебрежительном смысле, как обозначение любого незрелой, непродуманной, либо неэффективной концепции бизнеса.
Возникновение Дотком
Бурное развитие «доткомов» было связано с повышенным вниманием общества к новым возможностям, предоставляемым всемирной сетью. Для периода расцвета «доткомов» также весьма характерным являлась низкая стоимость привлечения заемного и инвестиционного капитала для любых проектов, связанных с интернетом. Не в последнюю очередь именно это и повлекло за собой возникновение огромного количества фирм, которые, используя «Интернет» в качестве магического заклинания, легко получали значительные инвестиции не только от венчурных фондов , но и от более традиционных финансовых институтов.
Крах сетевых компаний
Закончился бум доткомов в марте 2000 года обвальным падением индекса NASDAQ и банкротством сотен компаний, порожденных инфоекономикою Силиконовой долины .Крах доткомов вызвал масштабный отток финансовых средств из интернет-сектора экономики и потерю доверия к данному типу бизнеса.
Возрождение сетевого бизнеса
С 2004 интернет-проекты снова начинают набирать силу, но уже как более взвешенные и продуманные. Немалую положительную роль в этом сыграло наличие ряда сложившихся бизнес-площадок и технологий, которые продолжали эффективно работать несмотря на общий спад индустрии, а также весьма впечатляющее IPO компанииGoogle , которая продемонстрировала в то время капитализацию компании на уровне 27 миллиардов долларов.
В настоящее время, благодаря накопленному опыту и налаженной системе, сетевой бизнес ничуть не уступает другим более «материальным» отраслях.
Позитивные последствия «эпохи доткомов»
Несмотря на впечатляющий крах, «эпоха доткомов» имела и свои положительные последствия.
Привлечение большого числа людей к интернету
Интернет стал по настоящему массовым социальным явлением.
Развитие инфраструктуры
Во время этого периода во многих странах (особенно в США ) интернет- провайдерами в короткое время были проложены тысячи километров коммуникаций, давших доступ в интернет даже в отдаленных областях.
Переосмысление методов ведения бизнеса в интернет
Крах «эпохи доткомов», подействовал на интернет-индустрию как «холодный душ». Бизнесмены поняли, что ведение бизнеса в интернет очень отличается от «традиционных» форм бизнеса. Начался активный поиск более эффективных способов интернет-рекламы, и др..
«Естественный отбор»
Из огромного количества фирм-доткомов, после 2001 года остались лишь единицы. Это фирмы которые, впоследствии, стали ключевыми, системообразующими в интернет-индустрии.
Список популярных «доткомов»
- Amazon.com
- AOL
- EBay
- Google
- MSN
- Yahoo!