Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний - это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний.
Вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме.
Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма.
Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, будем включать следующие:
- определение состава представляемых знаний;
- организацию знаний;
-
представление знаний, т.е. определение модели представления.
Состав знаний экспертных систем определяется следующими факторами:
- проблемной средой;
- архитектурой экспертной системы;
- потребностями и целями пользователей;
- языком общения.
В соответствии с общей схемой статической экспертной системы для ее функционирования требуются следующие знания:
- знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);
- знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);
- знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;
- поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.
Для динамической экспертной системы, кроме того, необходимы следующие знания:
1) знания о методах взаимодействия с внешним окружением;
2) знания о модели внешнего мира.
Зависимость состава знаний от требований пользователя проявляется в следующем:
- какие задачи (из общего набора задач) и с какими данными хочет решать пользователь;
- каковы предпочтительные способы и методы решения;
- при каких ограничениях на количество результатов и способы их получения должна быть решена задача;
- каковы требования к языку общения и организации диалога;
- какова степень общности (конкретности) знаний о проблемной области, доступная пользователю;
- каковы цели пользователей.
Состав знаний о языке общения зависит как от языка общения, так и от требуемого уровня понимания.