Устранение неисправностей звуковых плат
В выводе звука большинства компьютерных систем участвует ряд базовых компонентов: звуковая плата, какие-либо динамики, программное обеспечение обработки звуковой информации и основная система компьютера. Существует несколько программных диагностических пакетов, которые позволяют проверить работу звуковой платы.
Большинство звуковых плат выполняют две различных функции. Первая — воспроизведение звуковых файлов. Вторая — их запись. Возможно, придется устранять проблемы, связанные с каждой из этих функций.
Проверка конфигурации звуковой платы
В случае возникновения проблем со звуком в мультимедиа-системе, прежде всего, следует проверить оборудование и настройки конфигурирования программного обеспечения аудиосистемы. Для выяснения правильных параметров настройки аппаратного обеспечения обратитесь к документации, поставляемой компанией-изготовителем звуковой платы. По мере появления на рынке все большего количества плат, соответствующих стандартам РпР, программная установка IRQ и адресов ввода/вывода становится более распространенной.
В прошлом звуковые платы часто вызывали конфликты по прерываниям с другими устройствами. Поскольку, как правило, эти конфликты возникают между периферийными устройствами, они могут не проявляться во время начальной загрузки. Например, если звуковая плата работает правильно все время, кроме выполнения печати, вероятно, существует конфликт IRQ между звуковой платой и портом принтера. Аналогичные симптомы проявлялись бы во время операций по резервному копированию, если бы устройство хранения данных и звуковая плата были бы сконфигурированы на использование одного и того же канала IRQ. Воспользуйтесь диагностической программой для проверки системы на предмет наличия конфликтов прерываний. В среде Windows проверка на присутствие конфликтов, связанных с ресурсами, в системе сравнительно проста. Откройте Панель управления и выберите пиктограмму System (Система). Откройте вкладку Device Manager (Устройства) и выберите запись Sound, video, and game controller (Звуковые, видео и игровые устройства). Если система обнаруживает какие-либо конфликты, рядом с выбранной записью она помещает метку в форме кружка с восклицательным знаком.
На вкладке Device Manager выберите из списка соответствующий драйвер звуковой платы и откройте его вкладку Resource (Ресурсы). В основном окне этой страницы отображаются все ресурсы, используемые драйвером платы. В окне Conflicting Device (Список конфликтующих устройств) отображается информация о любых связанных с звуковой платой конфликтах по поводу ресурсов, которые были обнаружены системой.
Если функция РпР в ОС Windows работает правильно, потребуется иметь возможность удалить драйвер из системы и перезагрузить компьютер, чтобы система повторно обнаружила звуковую плату и выделила ей новые ресурсы.
Проверка программного обеспечения звуковой платы
Многие диагностические пакеты обладают функциями проверки звуковых плат и других компонентов мультимедиа. Неполадки в звуковой плате не должны препятствовать загрузке программы диагностики, поэтому выберите в этой программе эквивалент функции All Tests (Все проверки). Выполните также проверку с целью выяснения того, не вызвана ли проблема наличием конфликтов адресации (IRQ или DMA). Если такие конфликты существуют, измените параметры конфигурации компонентов системы, чтобы устранить все конфликты.
Проверьте, работает ли программа в среде DOS. Если да, то, возможно, она не в состоянии выводить звук в среде Windows. Для проверки работы WAV-файлов в среде Windows можно воспользоваться приложением Sound Recorder (Звукозапись) Windows. WAV — один из наиболее популярных форматов звуковых файлов, определенный компанией Microsoft. Доступ к утилите Sound Recorder можно получить через меню Start/Programs/Accessories (Пуск/Профаммы/Стандартные). Если звуковой файл воспроизвести в программе Sound Recorder не удается, убедитесь в работоспособности этой программы, попытавшись воспроизвести звуковые файлы, которые ранее воспроизводились в системе. Если файлы воспроизводятся в Sound Recorder, проверьте правильность установки и настройки другого приложения, в котором была предпринята попытка воспроизведения файла.
Если программа Sound Recorder не воспроизводит звуковые файлы через звуковую плату, проверьте, установлена ли пиктограмма мультимедиа в окне Панели управления, и доступна ли она через меню Start/Programs/Accessories. Проверьте также правильность установки драйвера звукового устройства на вкладке Device Manager панели управления и соответствие его параметров настройки параметрам, указанным компанией-изготовителем звуковой платы. Если драйверы отсутствуют или выбраны неправильно, добавьте их в систему с помощью мастера Add/Remove Hardware (Установка оборудования) панели управления.
Если драйвер не установлен или установлен неправильно, добавьте корректный драйвер из списка Available Drivers (Доступные устройства). Если нужный драйвер в списке отсутствует, переустановите его с диска, поставляемого компанией-изготовителем платы, или получите его непосредственно у такой компании.
Проверка аппаратного обеспечения звуковой платы
Если конфигурация звуковой платы установлена правильно и конфигурация программного обеспечения ей соответствует, при наличии проблем со звуком следует проверить звуковую плату и динамики. Большинство этих проверок предельно просты. Прежде всего, следует проверить подключение динамиков в порт динамика. Не так уж редко динамики по ошибке оказываются включенными в гнездо MIC (микрофон) звуковой платы.
Аналогично, если звуковая плата не выполняет запись звука, убедитесь, что микрофон подключен к соответствующему гнезду (а не к гнезду динамика) и что он включен. Убедитесь, что на диске имеется достаточно свободного пространства для хранения создаваемого при записи файла.
В случае использования стереосистем динамики могут быть установлены не с той стороны. Это приведет к затруднениям при настройке их баланса. Увеличение громкости правого динамика будет в действительности приводить к увеличению громкости левого динамика. Очевидное решение этой проблемы — физически поменять динамики местами.
Если система не выводит звук, проверьте компоненты системы, которые отвечают за вывод звука. Требуется ли внешнее питание для динамиков? Если да, то под ключено ли оно и включены ли динамики? Если в качестве источника напряжения в динамиках используются батареи, проверьте их установку и пригодность к использованию. Проверьте регуляторы громкости динамиков, чтобы убедиться в том, что они не выключены.