Графический процессор ( англ. Graphics Proccesing Unit, GPU ) - отдельное устройство персонального компьютера или игровой приставки, выполняет графический рендеринг. Современные графические процессоры очень эффективно обрабатывают и изображают компьютерную графику, благодаря специализированной конвейерной архитектуре они намного эффективнее в обработке графической информации, чем типичный центральный процессор.
Графический процессор в современных видеоадаптерах используется в качестве ускорителя трехмерной графики, но в некоторых случаях его можно использовать и для обсчета ( GPGPU ). РАСЧЕТНОЙ особенностями по сравнению с CPU являются:
-
архитектура, максимально нацелена на увеличение скорости вычислений текстур и сложных графических объектов;
-
ограниченный список команд.
История
Графические ускорители
-
Графический процессор - это процессор, который находится на видеокарте, и предназначен для расчетов чисел с плавающей запятой, или аналогичными.
-
Графический акселератор включает в себя определенные микрочипы, содержащие специальные математические операции, обычно используемые в графической визуализации. Эффективность микрочипов определяет эффективность работы графического ускорителя. Они в основном используются для игры в 3D-играх или мощного 3D-рендеринга.
-
Графический процессор осуществляет ряд графических примитивных операции таким образом, чтобы сделать их запуск гораздо быстрее, чем прорисовка их на экране прямо с центрального процессора. Наиболее распространенными операциями для ранней 2D-графики были операции пересылки блоков изображения (объединяются несколько моделей использования растровых операндов), которые, как правило выполняют специальные аппаратные компоненты, которые называют "блиттерамы", и операции для рисования прямоугольников, треугольников, кругов и дуг.
1970-е годы
Разработчики чипов ANTIC и CTIA внедрили аппаратное управление смешанных графического и текстового режимов, позиционирования спрайтов и их отображения (аппаратная форма блиттингу), а также другие эффекты на семействе 8-битных компьютеров Atari. В чипах ANTIC был отделен процессор для прорисовки (в программируемой форме) текста и графических данных на видеовыход. Разработчик чипа ANTIC, Jay Miner, затем разрабатывал графический чип для Commodore Amiga.
1980-е годы
Commodore Amiga был первым массовым компьютером, в котором присутствовал блиттер в видеоапаратний составляющей. Это была одна из первых графических карт, IBM 8514, которая стала первым стандартом графических видеокарт, и которая была способна к обработке некоторых примитивных 2D-функций на аппаратном уровне.
Компьютер Amiga был уникальным для того времени, ибо он был наделен таким техническим средством, как полноценный графический акселератор, который обеспечивал практически всю видеофункциональнисть аппаратными средствами, включая линейную графику, заполнение участков, поблокове перенос рисунков, а также графическим сопроцессором с собственной (хотя и примитивными) набором инструкций. В предшественниках (а на большинстве систем и некоторое время позже) обработку каждого аспекта прорисовки экрана приходилось проводить центральному процессору общего назначения.
1990-е годы

3dfx Voodoo3
В начале 1990-х всплеск использования операционных систем Microsoft Windows привел к увеличению интереса к высокопроизводительного, Высокоразрешающая 2D-принадлежности Растов графики (которые до этого доминировали на рабочих станциях под управлением Unix и Apple Macintosh ). Начало доминирования Windows на рынке ПК означал, что отныне поставщики могут сосредоточить усилия на разработке единого интерфейса программирования, Graphics Device Interface (GDI).