Выявление неисправностей дисководов жестких дисков
Типовые симптомы отказов дисководов жестких дисков выглядят следующим образом:
- При включении питания компьютер не загружается.
- Компьютер загружается с системного диска, вставленного в дисковод, но не с жесткого диска, что указывает на отсутствие или повреждение системных файлов на жестком диске.
- Во время работы компьютера отсутствует звук работающего двигателя дисковода жесткого диска. (В настольных компьютерах жесткий диск должен всегда вращаться при включенном напряжении питания — в связи с усовершенствованными функциями энергосбережения это же справедливо и по отношению к портативным компьютерам.)
- На экране монитора отображается IBM-совместимый код ошибки 17хх.
- Отображается сообщение HDD Controller Failure (Ошибка контроллера дисководов жестких дисков), что указывает на несоответствие параметров настройки жесткого диска и параметров, записанных в файле конфигурации системы.
- Отображается сообщение С: or D: Fixed Disk Drive Error (Ошибка дисковода С: или D:), что указывает на ошибку настройки параметров жесткого диска в CMOS.
- Отображается сообщение Invalid Media Туре (Неправильный тип носителя), что указывает на то, что контроллер на может найти на диске распознаваемую структуру дорожек/секторов.
- Отображается сообщение No Boot Record Found (Загрузочная запись не найдена), Non-System Disk or Disk Error (Несистемный диск или ошибка диска) или Invalid System Disk (Неправильный системный диск), что указывает на отсутствие загрузочных файлов в корневом каталоге диска.
- Видеодисплей работает, но индикатор активности дисковода жесткого диска светится постоянно, а начальная загрузка не выполняется, что указывает на некорректную информацию о конфигурации дисковода жесткого диска, записанную в CMOS-памяти.
- Отображается сообщение Out of Disk Space (Недостаточно дискового пространства), что указывает на недостаточность объема свободного дискового пространства для выполнения требуемого действия.
- Отображается сообщение Missing Operating System (Оперативная система отсутствует), Hard Drive Boot Failure (Ошибка загрузки с жесткого диска), Invalid Drive or Drive Specification (Неправильный диск или неправильная спецификация диска), что указывает на отсутствие или повреждение главной загрузочной записи диска.
- Отображается сообщение No ROM BASIC — System Halted (BASIC в ПЗУ отсутствует — система остановлена) или ROM BASIC Interpreter Not Found (Интерпретатор BASIC не найден в ПЗУ), что указывает на невозможность отыскания в системе главной загрузочной записи. Это сообщение генерируется только системами PC, XT.
- Отображается сообщение Current Drive No Longer Valid (Текущий диск более не является допустимым), что указывает на ошибочность или повреждение информации о конфигурации дисковода жесткого диска, записанной в CMOS-памяти.
Проверка конфигурации дисководов жестких дисков
Во время начальной загрузки системы следите за информацией BIOS о типе жесткого диска, отображаемой на экране монитора. Обратите внимание на тип жесткого диска (дисков), которые по информации BIOS установлены в системе. Хранящиеся в CMOS-памяти значения должны в точности отражать фактический формат жесткого диска (дисков), установленных в системе. В противном случае будет генерироваться ошибка. Типовые сообщения, связанные с проблемами конфигурирования дисковода жесткого диска — Drive Mismatch Error (Несоответствие типа диска) и Invalid Media Туре (Неправильный тип носителя). Доступ к этим значениям с целью их изменения можно получить, одновременно нажав клавиши Ctrl и Del (или какую-либо иную комбинацию клавиш) во время выполнения процедуры начальной загрузки.
В дисководах системного уровня проверьте соответствие положений перемычек Master/Slave (Ведущий/ Ведомый) логическому расположению дисководов в системе.
Если к одному интерфейсному кабелю подключено несколько устройств, убедитесь, что они одного типа (например, что все они являются устройствами EIDE или устройствами АТА133, SATA). При использовании устройств разных типов система не сможет поддержать различные типы управляющей информации, в которой нуждается каждое из устройств. Разные типы дисководов не являются совместимыми друг с другом, поэтому доступ к этим устройствам окажется невозможным.
Базовая проверка дисководов жестких дисков
Если информация о конфигурации дисковода жесткого диска верна, но имеется подозрение о наличии проблем с дисководом жесткого диска, прежде всего, потребуется выяснить степень серьезности этой проблемы. Поместите диск минимальной начальной загрузки (чистый загрузочный диск) в дисковод и попытайтесь загрузить систему. Затем выполните DOS-команду DIR, чтобы получить доступ к диску С:. Если система может видеть содержимое диска, значит загрузочные файлы утеряны или повреждены, однако архитектура диска осталась целой.
Дополните DOS-команду DIR ключом /АН или /AS (т.е. введите команду DIR С: /АН или DIR С: /AS), чтобы просмотреть корневой каталог на предмет наличия системных файлов и файла COMMAND.COM. Обычно в подобных ситуациях на экран выводится сообщение Disk Boot Failure. Также может генерироваться сообщение No (or Missing) ROM BASIC Interpreter.
Если загрузочный диск содержит копию программы FDISK, попытайтесь восстановить главную загрузочную запись жесткого диска (включая информацию о логических разделах), введя следующую команду:
A FDISK /MBR
При условии, что к жесткому диску можно получить доступ через команду DIR, введите следующую команду в командной строке DOS (имея в дисководе загрузочный диск):
SYS С:
Эта команда копирует системные файлы IO.SYS, MSDOS.SYS и C0MMAND.COM с диска DOS на жесткий диск. Выключите систему, извлеките диск DOS из дисковода и попытайтесь перезагрузить систему с жесткого диска.
Если система загружается корректно, проверьте, правильно ли функционируют команды операционной системы. Проверьте также правильность функционирования всех установленных программ. Повторно проверьте инструкции по установке любой программы, которая функционирует неправильно. При необходимости переустановите программу.
Фактически, появление сообщения об ошибке Bad or Missing C0MMAND.COM может быть связано с тремя условиями:
- Файл C0MMAND.COM не может быть найден на жестком диске (поскольку он поврежден), а в дисководе не находится загрузочный диск.
- Файл C0MMAND.COM отсутствует в корневом каталоге жесткого диска. Появление этого сообщения наиболее вероятно после установки совершено нового жесткого диска или новой версии DOS.
- Это сообщение выводится, если пользователь нечаянно удаляет файл C0MMAND.COM из корневого каталога жесткого диска.
Если система не может видеть диск и после загрузки с гибкого диска, в ответ на любую попытку обращения к диску должно выводиться сообщение Invalid Drive или Invalid Drive Specification. В этих случаях необходимо проверить всю систему дисководов жестких дисков. Воспользуйтесь утилитой FDISK для разбиения диска на логические разделы. Затем при помощи команды FORMAT /S сделайте диск загрузочным. Во время процесса форматирования любые записанные на диске данные будут утеряны, но они и без того были недоступны, поскольку система не могла видеть содержимое диска.
По возможности попытайтесь запустить программу диагностики. Постарайтесь применить диагностическую программу, выполняющую комплексную проверку компонентов дисковода жесткого диска. Активизируйте функцию HDD Tests (Тесты дисковода жесткого диска) программы и запустите эквивалент функции АН Tests (Все проверки).
Проверка аппаратной части дисководов жестких дисков
Если доступ к жесткому диску получить невозможно, а его конфигурационные настройки правильны, следует проверить аппаратные компоненты, связанные с дисководом жесткого диска. Как упоминалось ранее, к этим компонентам принадлежат дисковод, его сигнальный кабель.
Попытайтесь перезагрузить систему с жесткого диска. Если система загружается корректно, проверьте правильность работы всех команд DOS (DIR, COPY и т.п.). Проверьте также правильность функционирования всех программ, записанных на жестком диске. Переустановите любую программу, которая работает неправильно.
Если система по-прежнему не загружается, снова проверьте параметры конфигурирования системы, чтобы убедиться в их соответствии фактической конфигурации дисковода жесткого диска. Запишите значения параметров конфигурации жесткого диска на случай необходимости замены дисковода жесткого диска.
Следующим логическим шагом может казаться замена дисковода жесткого диска. Однако, вполне вероятно, что в действительности дисковод жесткого диска не имеет никаких повреждений. Возможно, просто имела место утерянная дорожка и теперь не удается восстановить ее начальную позицию на диске. В этом случае наиболее рациональный шаг заключается в повторном форматировании жесткого диска. К сожалению, это действие приводит также к уничтожению всех данных, которые ранее были записаны на диске. Попытка повторного форматирования жесткого диска — последнее средство, которое может предотвратить расходы на излишнее приобретение нового жесткого диска. При использовании команды FORMAT обязательно используйте модификатор /S или повторите команду SYS С:, чтобы восстановить на жестком диске системные файлы.
Если и это не помогает, проверьте правильность подключения обоих концов сигнального кабеля дисковода жесткого диска. Замените сигнальный кабель заведомо исправным. Проверьте правильность установки перемычек Master/Slave/Single (Ведущий/Ведомый/Одиночный).
Подключите к дисководу жесткого диска другой кабель питания, чтобы убедиться в том, что не он является причиной возникновения проблем.
Если процедуру повторного форматирования выполнить не удается или если система по-прежнему не загружается с жесткого диска, необходимо заменить дисковод жесткого диска на заведомо исправный. Отсоедините сигнальный кабель и шнур питания от дисковода жесткого диска и замените его заведомо исправным дисководом того же типа. Вновь подключите сигнальный кабель и шнур питания к новому дисководу.
Если в качестве источника тестовых деталей применяется аналогичный компьютер, проявите особую внимательность во время извлечения дисковода жестких дисков из исходного компьютера и установки его в проверяемую систему.
Попытайтесь перезагрузить систему с нового жесткого диска. Если загрузка не выполняется, переформатируйте новый диск. Перед извлечением дисковода из исходной системы обязательно сохраните резервные копии всей записанной на нем информации.
Если система опять-таки не загружается с другим установленным дисководом жесткого диска, замените сигнальный кабель дисковода заведомо исправным кабелем. Пометьте кабели, чтобы впоследствии их было проще подключить вновь. Чтобы убедиться, что используемый кабель питания не является причиной возникновения проблем, используйте также другой кабель для питания дисковода.
Проверьте соответствие параметров конфигурации системы и фактической конфигурации нового дисковода жестких дисков. Проверьте правильность функционирования всех установленных программ.
Если система загружается с нового жесткого диска, замените дисковод (на тот, что был только что установленным или на новый).
Если система загружается и работает корректно, вновь установите все ранее удаленные из системы дополнительные устройства. Закройте кожух системного блока и верните систему на полное обслуживание. Перезагрузите систему и повторно установите на жесткий диск все программы. (Обратитесь к руководствам пользователя, поставляемым компаниями-изготовителями программ.)