русс | укр

Мови програмуванняВідео уроки php mysqlПаскальСіАсемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование


Linux Unix Алгоритмічні мови Архітектура мікроконтролерів Введення в розробку розподілених інформаційних систем Дискретна математика Інформаційне обслуговування користувачів Інформація та моделювання в управлінні виробництвом Комп'ютерна графіка Лекції


ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Абдыш-Ата 1 10 страница


Дата додавання: 2014-12-01; переглядів: 793.


С одной стороны, государство, как главный регулятор процесса форми­рования конкурентной среды и субъект антимонопольной политики, своей нормотворческой деятельностью в наибольшей степени охватило именно вы-сокомонополизированный сектор, но при этом фактически почти ничего не сделало для реального преобразования этого сектора. С другой стороны, за-регулированность конкурентного сектора экономики - как формальная, так и реальная - к настоящему моменту превысила все разумные пределы. И на центральном, и на региональном, и на местном уровнях масштабы неоправ­данного государственного вмешательства в хозяйственную деятельность ры­ночных субъектов начинают превышать адаптивные способности бизнеса «переваривать» такое вмешательство и выживать в условиях растущей фи­нансовой нагрузки на бизнес со стороны государства. Такая ситуация могла бы быть менее угрожающей, если бы не огромные масштабы тенизации эко­номики. Чем меньшим по масштабам является бизнес, тем большим является удельный вес в нем теневой компоненты. По некоторым оценкам, при общем уровне тенизации примерно 50%, микро- и малыми предприятиями укрыва­ется около 70% производства.

Между тем, нормальный алгоритм формирования конкурентной среды и эффективной антимонопольной политики должен опираться на прямо проти­воположные принципы. Наиболее активная политика должна проводиться в отношении естественных монополий как главного тормоза развертывания конкурентных механизмов во всей экономике, в то время как рыночный сек­тор не должен быть излишне зарегулирован. Правильность этого принципа подтверждается и нашей экономической практики. Так, отсутствие реальных рыночных реформ в сферах жилищно-коммунального хозяйства и железно­дорожных перевозок привело к полной приостановке инвестиционного про­цесса и прогрессирующему хирению и деградации материально-технической базы в этих отраслях, нарастанию угроз техногенных катастроф и развала всей системы жизнеобеспечения. В то же время, например, введение упро­щенной системы налогообложения в малом бизнесе существенно пополнило доходную базу местных бюджетов, поскольку вывело из тени значительную его часть. Однако, несмотря на это, в ходе подготовки нового налогового за­конодательства отчетливо выявилась тенденция к уничтожению упрощенной системы налогообложения.

Оценивая реальные результаты формирования (во многом стихийного и неконтролируемого) конкурентной среды в украинской экономике за послед­нее десятилетие, можно выделить следующие наиболее характерные анома­лии ее развития, отличающие ее нынешнее состояние от состояния конку­рентной среды в цивилизованных странах:

- гипертрофированное развитие посреднического сектора на пути дви­жения товаров и услуг от производителя в потребителю, деятельность кото­рого носит так или иначе выраженный криминальный характер и направлена не столько на выполнение объективно обусловленных посреднических функ­ций, сколько на недопущение конкурентов;

- административные ограничения на межрегиональные перемещения товаров и услуг;

- неоправданное расширение лицензируемых видов предприниматель­ской деятельности;

- неравные условия доступа вновь образованных предпринимательских структур к таким объектам инфраструктуры реального сектора, как железно­дорожные пути, трубопроводы, терминалы, хранилища, склады и т.п.

Каждая из этих аномалий имеет многообразные формы проявления, без исследования которых невозможно представить себе истинное состояние конкурентной среды в переходной украинской экономике.

Исследование формирования конкурентной среды в переходной эконо­мике в обязательном порядке должно учитывать искажающее воздействие, которое оказывает на этот процесс теневая экономика. Недостаточно просто констатировать это воздействие, как это делает большинство исследователей. Даже в системах, где теневая экономика не оказывает столь сильного воздей­ствия на все хозяйственные процессы, монопольная экономическая власть сама по себе несет угрозу экономической безопасности. Но в этих системах хотя бы существует возможность целенаправленного регулирования моно­польных образований со стороны государства в интересах общества, по­скольку созданы эффективные механизмы общественного контроля и обес­печивается необходимая прозрачность соответствующих процедур.

В экономиках же, подобных украинской, именно теневой характер деятель­ности монопольных образований и ее криминализация могут сделать принципи­ально невозможным сколько-нибудь реальный контроль, даже при условии при­нятия вполне цивилизованного законодательства, содержащего в себе эффектив­ные формальные механизмы такого контроля. В этих условиях, соответственно, возрастает значение независимой судебной системы как еще одного обществен­ного института, способного выполнять функцию частичной компенсации слабо­стей механизмов государственного антимонопольного регулирования.

Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что задача формирования адекватной конкурентной среды в Украине пока что не только не решена, но да­же надлежащим научным образом не поставлена. А это означает, что без ее ре­шения антимонопольная политика в Украине в лучшем случае будет развиваться на основе метода проб и ошибок, без учета реальных факторов, определяющих конкурентное или антиконкурентное поведение как государства, так и бизнеса -и не только монополизированного, но и немонополизированного.

 

Литература

1. Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. -М.: Магистр, 1998.-320 с.

2. Базилевич В.Д. Формирование конкурентной среды в транзитивной эко­номике: проблемы, тенденции, противоречия // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.24-28.

3. Гальчинский А. Стабилизация гривни: проблемы и перспективы // Зеркало недели. -2003. -№17.

4. Гуренко СМ. Конкурентная политика - дело всего государства // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.5-6.

5. Гутманн Г. Конкуренция и политика поддержки конкуренции в ФРГ. // Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансфор­мация в России. - Кельн-Москва, 1996. - С.153-162.

6. Довгалюк П. Квадратные метры коммунальных услуг // Конкуренция. Вест­ник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.46-48.

7. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. - М.: Наука. 1997.-270 с.

8. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 284 с.

9. Конкуреншйне законодавство Украши: Юридичний зб1рник. - К., 2002. - 296 с.
Ю.Костусев А. Конкурентная политика в развитых странах и специфика

постсоветской системы // Конкуренция. Вестник Антимонопольного ко­митета Украины. - 2003. - №6(9). - С.20-29.

И.Крючкова И., Сиденко В. Макроструктурные сдвиги в украинской экономике в контексте интеграционных процессов // Зеркало недели. - 2003. - №24.

12.Лозовая A.M. Влияние глобализации на формирование конкурентной сре­ды в Украине // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Ук­раины. - 2003. - №2(5). - С.24-28.

13.Макконнелл K.P., Брю СЛ. Экономикс; принципы, проблемы и политика. - К.: Хагар-Демос, 1993. - 785 с.

14.Мартыновский СВ. Экономическая наука от Аристотеля до наших дней: основные направления анализа. - Одесса: Друк, 2001. - 192 с.

15.Мельниченко А.И. Инструменты конкурентной политики // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2002. - №3. - С.50-53; 2003. -№1(4). -С.52-55; 2003. -№2(5). - С.49-54.

16.Немицкас А., Сенчук Б., Бабанин А. Украина: Благоприятны ли условия для предпринимательской деятельности. - К., 2002. - 68 с.

17.Норт Д. Институции, институциональное изменение и функционирование экономики. - К.: Основы, 2000. - 198 с.

18.Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. и с пре­дисловием В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993.

19.Річні звіти Антимонопольного комітету України за 1997-2002 рр.

20.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с

англ. - М.: Экономика, 1988. 21.Семоненко В.В. Особенности становления конкурентной среды в украинской

экономике // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна.

Економічна серія. - Вип. 580. - Харків: ХНУ, 2003. -С.64-67. 22.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Пер. с англ. / Под

ред. Ю.Я.Ольсевича. -М.: Экономика, 1996. 23.Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: ИНФРА-М,

1997.-698 с.

 

ТЕМА 7. ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ


 

7.1. Общие положения Сущность приватизации.

 

В Законе Украины «О приватизации имущества государственных пред­приятий» четко определены понятия приватизации: «Приватизация имущест­ва государственных предприятий Украины (в дальнейшем - приватизация) -это отчуждения имущества, которое находится в общегосударственной, рес­публиканской (Республика Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц». Таким образом, прива­тизация - это приобретение гражданами, обществами покупателей, акцио­нерными обществами у государства и местных советов народных депутатов в частную или коллективную собственность предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений этих предприятий, которые превращаются в самостоятельных субъектов рынка.

Различие между разгосударствлением и приватизацией

Разгосударствление содержит в себе как приватизацию, так и изменение функций государственного управления предприятием. Последнее означает потерю государством функций непосредственного управления предприятия­ми, или их объединениями.

В процессе разгосударствления предприятие как государственный хо­зяйничающий субъект получает значительно большую ступень самостоя­тельности и ответственности. Его деятельность базируется на коммерческой основе. Коммерциализацию деятельности предприятий в процессе разгосу­дарствления можно рассматривать как важный элемент формирования ры­ночных отношений при сохранении государственного сектора.

Основные формы разгосударствления

В соответствии с Концепцией разгосударствления и приватизации пред­приятий, земли и жилого фонда, которая была одобрена Верховной Радой Украины в 1991 г., основными формами разгосударствления являются:

- акционирование государственных предприятий и продажа определен­ной части акций гражданам и их хозяйственным объединениям;

- аренда имущества гражданами и их хозяйственными объединениями;

- ограничение вмешательства государства в процесс ценообразования, отмена принудительного госзаказа, отказ от предоставления предприятиям дотаций и субсидий и гарантирования кредитов.

Основные цели приватизации. Основными целями проведения прива­тизации выступают:

- создание объективных предпосылок для повышения эффективности использования ресурсов производства на основе стимулирования трудовой инициативы отдельных собственников, слома монополизма отдельных про­изводителей и порождения конкуренции между ними;

- укрепление социальной устойчивости общества на основе формиро­вания класса собственников;

- формирование стимулов к большей восприимчивости достижений на­учно-технического прогресса, который будет оказывать содействие обновлению производственного потенциала повышения конкурентоспособной продукции;

- замена нерациональных административно-командных методов управ­ления государственной собственностью более эффективными методами экономического регулирования.

Формы приватизации.

В соответствии с Концепцией разгосударствления и приватизации пред­приятий, земли и жилого фонда, которая была одобрена Верховной Радой Украины в 1991 г., основными формами приватизации являются:

- купля-продажа долей (акций, паев) в капитале предприятий по кон­курсу, на аукционе, фондовой бирже, по подписке и другими способами, ко­торые предусматривают конкуренцию покупателей;

- купля-продажа неделимых имущественных комплексов по конкурсу или на аукционе;

- выкуп имущества, сданного в аренду с выкупом;

- выкуп имущества трудовым коллективом, безвозмездная передача отдельных предприятий, части их имущества, предоставление других льгот;

- ликвидация предприятий соответственно законодательству Украины и продажа их имущества по конкурсу, на аукционе, на биржах или через ма­газины оптовой или розничной сети.

Субъекты приватизации. Согласно ст.6 Закона Украины «О привати­зации имущества государственных предприятий» субъектами приватизации являются:

- государственные органы приватизации;

- покупатели;

- продавцы; представители и посредники.

Подготовка объекта к приватизации При подготовке объекта к прива­тизации следует подготовить:

- документы для регистрации заявления в органы приватизации (устано­вить состав покупателей, их долю в Уставном фонде, подготовить материалы к договору об аудиторском обслуживании, договор об общей деятельности, протокол общего собрания; справку об итогах хозяйственной деятельности, заявление органу приватизации);

- план приватизации;

- протокол собрания учредителей или общего собрания акционеров о выпуске акций в соответствии с Законом «О ценных бумагах и фондовой бирже»;

- исходящие документы плана приватизации (акты оценки стоимости имущества, доли участников в Уставном фонде, источник приватизации, проспект эмиссии);

- проект договора купли-продажи;

- положение о проведении подписки на акции и материалы к первому собранию учредителей;

- состав показателей деятельности акционерных обществ.

План приватизации состоит из таких разделов: реквизиты объекта (предприятия, структурного подраздела); стоимость объекта; характеристика объекта приватизации; продажа целостного объекта; размещение простых акций; требования относительно формирования пакетов акций, деление паке­тов акций на отдельные партии; порядок и условия использования объектов социально-бытового назначения; продажа объектов незавершенного строи­тельства; решение относительно реорганизации объекта и выделение из его состава структурных подразделений в самостоятельные предприятия с пра­вом юридического лица.

В процессе приватизации разрабатывается бизнес-план, в котором должны быть отображены стратегические вопросы развития предприятия на 2-3-годовую перспективу. Выполнение бизнес-плана является обязательным, если объект продается по конкурсу.

Бизнес-план подается покупателем в комиссию и включает такие разде­лы: состав и характеристика вырабатываемой продукции; оценка рынка сбы­та; план маркетинга; производственный план; организационный план; фи­нансовый план; оценка риска.

Объекты государственной собственности, которые подлежат первооче­редной приватизации.

Первоочередной приватизации подлежат объекты государственной соб­ственности, которые в наибольшей мере влияют на развитие потребительско­го рынка, а также те, которые сдерживают процесс стабилизации государст­венного бюджета, тормозят экономическое развитие Украины, формирование ее рыночной экономики.

К таким объектам принадлежат:

- предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- эксплуатационные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, включая жилое, лифтовое, гостиничное, зеленое, ритуальное обслуживание, благоустройство населенных пунктов, ремонтно-строительную деятельность;

- предприятия строительства и промышленности строительных материалов;

- предприятия пищевой промышленности, а также предприятия, кото­рые специализируются на переработке сельскохозяйственной продукции, об­служивают сельскохозяйственное производство, вырабатывают продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения;

- предприятия местной, деревообрабатывающей, легкой промышлен­ности;

- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, если их убыточность не обусловлена применением государственных фиксированных и регулированных цен и тарифов;

- законсервированные объекты, объекты незавершенного строительст­ва, которые финансировались за счет государственных капиталовложений и дотаций из государственного, местных бюджетов или нормативные сроки строительства которых уже прошли;

- предприятия материально-технического снабжения.

Объекты, на приватизацию которых надо иметь согласование с Ка­бинетом Министров Украины.

К объектам, подлежащим приватизации по согласованию с Кабинетом Министров Украины, относятся:

- объекты гражданской обороны;

- предприятия атомного машиностроения;

- специализированные элеваторы, холодильники, объекты складского хозяйства, которые обеспечивают постоянное размещение государственных ресурсов, сохранение мобилизационных запасов;

- предприятия, которые перерабатывают руды драгоценных металлов, ценные и полудрагоценные камни, радиоактивные и редкоземельные элементы;

- предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса, в том числе угле-, нефте- и газоперерабатывающие предприятия и организа­ции, объекты нефтепродуктообеспечения, нефтехранилища, которые имеют межобластное и республиканское значения;

- предприятия железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и предприятия автомобильного транспорта общего пользования;

- племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, госу­дарственные семеноводческие инспекции и лаборатории исследования сор­тов сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки;

- предприятия и объекты электроэнергетики, гидростанции, теплоэлек­троцентрали;

- предприятия медицинской промышленности;

- предприятия, которые осуществляют розничную торговлю за валюту;

- эксплуатационные предприятия водопроводно-канализационного, те­плового и газового хозяйства жилищно-коммунальной области;

- предприятия, которые специализируются на выпуске протезно-орто­педических изделий.

В Украине процесс приватизации регулируется правовой базой, которая насчитывает свыше 100 законов и нормативных документов, среди которых главными являются Законы Украины: «О приватизации государственного иму­щества», «О приватизации небольших предприятий (малой приватизации)», «О приватизационных бумагах», «О Фонде государственного имущества Украи­ны», «Об особенностях приватизации имущества предприятий топливно-энергетического комплекса», «Об аренде имущества государственных предпри­ятий и организаций», «Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий»; нормативные акты правительства: «Положение о применении способов приватизации имущества государственных предпри­ятий», «Методика оценки стоимости объектов приватизации» и др. В целом за­конодательство о приватизации можно характеризовать как общественные нормы, обязательные «правила игры», внедренные для достижения поставлен­ной цели, которая соответственно «Концепции разгосударствления и привати­зации предприятий, земли и жилого фонда» состоит в создании высокоэффек­тивной рыночной экономики. Средства приватизации, которые предопределяют достижение цели, состоят в изменении отношений собственности па средства производства для их качественного воспроизводства и эффективного использо­вания; создания прослойки собственников как основы многоукладной социаль­но ориентированной экономики; структурной перестройки экономики; стабили­зации экономического положения; развития конкуренции и ограничение моно­полизма; привлечение иностранных инвестиций».

 

7.2. Принципы и приоритеты приватизации в Украине

 

Принципы и приоритеты, которые были закреплены в украинском, зако­нодательстве о приватизации, изменялись соответственно изменениям кон­цепции приватизации и этапов ее проведения. В целом процесс приватизации в Украине основывается на таких принципах и приоритетах:

• законность;

• государственное регулирование и контроль;

• обеспечение социальной защиты и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации, приоритетное предоставление прав гражданам Ук­раины на приобретение государственного имущества;

• безвозмездная передача государственного имущества каждому гражда­нину Украины с применением приватизационных сертификатов;

• предоставление льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов предприятий, которые приватизируются;

• полное, своевременное и достоверное информирование граждан о всех действиях относительно приватизации;

• учет особенностей приватизации объектов агропромышленного ком­плекса, горнодобывающей промышленности, незавершенного строительства, небольших государственных предприятий, предприятий со смешанной фор­мой собственности и объектов научно-технической сферы;

• применение преимущественно конкурентных способов: приватизации небольших государственных предприятий, законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, обществен­ного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса; продажи акций ОАО, созданных на базе средних и больших предприятий;

• соблюдение антимонопольного законодательства;

• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;

• продажа государственного имущества только за денежные средства. Приоритетное право граждан на приобретение государственного имущества предусматривает: первоочередное участие граждан Украины в приобретении объектов приватизации (реализуется через предоставление первоочередного права гражданам на участие в сертификатах аукционах по продаже имущест­ва, права использование компенсационных сертификатов, первоочередного права приобретения за деньги объектов малой приватизации); приобретение за счет приватизационных и компенсационных сертификатов имущества по на­рицательной стоимости (общая сумма сертификатов граждан Украины равня­ется балансовой стоимости приватизированного имущества, хотя рыночная стоимость этого имущества намного больше); предоставление льготных без­наличных кредитов на цели приватизации (реализовано через разрешение уп­латить полную сумму за приобретенное имущество в рассрочку); упрощение процедуры участия граждан Украины в приватизации, стимулирование созда­ния приватизационной инфраструктуры (реализовано с помощью привлечения учреждений Сбербанка, жилищных учреждений по месту проживания к про­цедуре получения гражданами приватизационных сертификатов, создание в регионах сети центров сертификатных аукционов, предоставление права осу­ществлять приватизационные операции посредническим структурам - инве­стиционным фондам и компаниям, доверительным обществам).

Льготы на приобретение государственного имущества членами трудо­вых коллективов предусматривают: первоочередное право трудовых коллек­тивов на приобретение своих предприятий (реализовано установленным по­рядком распределения акций приватизируемых предприятий, участия трудо­вых коллективов в конкурсах, выкупа имущества объектов малой приватиза­ции); льготных условий продажи имущества своих предприятий (первооче­редное право уплаты за приобретенное имущество приватизационными и компенсационными сертификатами по номинальным ценам, приобретение за денежные средства имущества по номинальным ценам в объеме до 80% стоимости вложенных сертификатов, а для поощрения участия администра­ции государственных предприятий в их приватизации и обеспечение эффек­тивной работы этих предприятий разрешение приобрести но нарицательной стоимости до 5% общего количества акций (паев) в рассрочку на три года); предоставление льготных кредитов (так, обществу покупателей, созданному на основе трудового коллектива, дается право оплачивать стоимость имуще­ства предприятия в рассрочку сроком до трех лет при условии начального взноса не меньше 30% всей суммы).

Принцип платности продажи государственного имущества запрещает все формы безвозмездной передачи государственного имущества в частную собственность или пользование кроме права безвозмездной передачи с при­менением приватизационных и компенсационных сертификатов. Этот прин­цип также распространяется и на отношения аренды государственного иму­щества и узаконивает арендную плату по рыночным ценам.

Применение сертификатной модели на первом этапе приватизации сде­лало возможной реализацию права граждан Украины на участие в привати­зации государственного имущества и стало основой социальной стабильно­сти во время приватизации. Во-вторых, приватизация по сертификатной мо­дели дала возможность осуществить массовую приватизацию в относительно короткие сроки. Вследствие сертификатной приватизации контроль большее чем над 45% предприятий, которые подлежали приватизации, перешел к ак­ционерным обществам, основанных трудовыми коллективами, и физическим лицам, что дало возможность создания резерва для неминуемого дальнейше­го перераспределения собственности. Пакеты акций трудовых коллективов и граждан быстро размывались и уже через два года после завершения серти­фикатного этапа приватизации удельный вес трудовых коллективов и физи­ческих лиц в составе акционеров существенно сократился, а юридических лиц, которые владеют большее чем пятипроцентными пакетами акций, уве­личился почти вдвое.

Тем не менее качественные изменения в отношениях собственности вследствие сертификатной приватизации оказались неоднозначными. Ис­пользование приватизационных сертификатов не смогло решить основных задач трансформации отношений собственности в Украине. Во-первых, для создания эффективной рыночной экономики украинским предприятиям в начале 90-х лет нужно было не перераспределение собственности в пользу трудовых коллективов, а прежде всего коренная модернизация производст­ва на основе современных технологий, для реализации которой, как извест­но, нужны инвестиции. На этапе сертификатной приватизации предприятия не получили реального инвестора, что дополнительно углубило технологи­ческий, а следовательно, и финансово-экономический кризис производства. Во-вторых, вследствие расхождения интересов трудовых коллективов как субъектов права собственности и одних и тех же коллективов как наемных работников предприятия не получили эффективного собственника. Кон­троль за хозяйственной деятельностью администрации предприятий со сто­роны государства был ослаблен, а эффективные формы контроля со сторо­ны коллективного собственника еще не были внедрены. В результате значи­тельно распространилась распродажа коллективного имущества и финансо­вое обесценение акционерных обществ, созданных во время приватизации. И вдобавок даже те трудовые коллективы и граждане, которые смогли об­менять свои сертификаты на акции, не стали в совокупности собственника­ми контрольных пакетов акций, то есть их отчуждение от управления не было преодолено.

Слишком сложной оказалась и проблема экономической реализации прав собственности в виде права на получение дивидендов по акциям. Большинство промышленных предприятий испытали большую финансо­вую трудность и не имели возможности платить работникам своевременно даже заработную плату. Поэтому и возможность получать доходы по акци­ям для работников предприятий и граждан наиболее часто оставалась ил­люзорной. Проведение сертификатной приватизации во время стагнации производства привело к обесценению акций большинства приватизирован­ных предприятий.

 

7.3. Органы приватизации в Украине

 

В соответствии с Указом Президента Украины создана единая система органов приватизации, к которой принадлежат Фонд государственного иму­щества Украины, Фонд имущества Автономной Республики Крым, регио­нальные отделения Фонда государственного имущества Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, представительства Фонда государственного имущества Украины и Фонд государственного имущества Украины (далее Фонд) - является центральным органом государственной исполнительной власти с специальным статусом, который осуществляет полномочия собст­венника государственного имущества, управление объектами государствен­ной собственности, управление государственным имуществом в процессе приватизации, проводит государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, а также выступает как арендодатель целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, которое есть в госу­дарственной собственности. Фонд подчинен и подконтролен Кабинету Ми­нистров Украины и подотчетен Верховной Раде Украины. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и прочие счета в банковских учреждениях Украины.


Основными задачами Фонда являются:

• реализация государственной политики относительно объектов государ­ственной собственности, в том числе в сфере приватизации, аренды и отчуж­дения в процессе приватизации государственного имущества;

• методическое обеспечение процесса приватизации, управления, аренды и лизинга государственного имущества;

• организация и проведение приватизации имущества, которое находит­ся в государственной собственности;

• осуществление оценки государственного имущества;

• ведение единого реестра объектов права государственной собственности;

• организация контроля за эффективным использованием государствен­ного имущества;

• осуществление полномочий арендодателя имущества государственных предприятий, их структурных подразделений и в отдельности определенного недвижимого имущества;

• содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции производителей.

Соответственно возложенным на него задачам Фонд выполняет такие функции.

1. В сфере государственного управления и государственной экономиче-
ской политики:


<== попередня лекція | наступна лекція ==>
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Абдыш-Ата 1 5 страница | ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Абдыш-Ата 1 12 страница


Онлайн система числення Калькулятор онлайн звичайний Науковий калькулятор онлайн