С одной стороны, государство, как главный регулятор процесса формирования конкурентной среды и субъект антимонопольной политики, своей нормотворческой деятельностью в наибольшей степени охватило именно вы-сокомонополизированный сектор, но при этом фактически почти ничего не сделало для реального преобразования этого сектора. С другой стороны, за-регулированность конкурентного сектора экономики - как формальная, так и реальная - к настоящему моменту превысила все разумные пределы. И на центральном, и на региональном, и на местном уровнях масштабы неоправданного государственного вмешательства в хозяйственную деятельность рыночных субъектов начинают превышать адаптивные способности бизнеса «переваривать» такое вмешательство и выживать в условиях растущей финансовой нагрузки на бизнес со стороны государства. Такая ситуация могла бы быть менее угрожающей, если бы не огромные масштабы тенизации экономики. Чем меньшим по масштабам является бизнес, тем большим является удельный вес в нем теневой компоненты. По некоторым оценкам, при общем уровне тенизации примерно 50%, микро- и малыми предприятиями укрывается около 70% производства.
Между тем, нормальный алгоритм формирования конкурентной среды и эффективной антимонопольной политики должен опираться на прямо противоположные принципы. Наиболее активная политика должна проводиться в отношении естественных монополий как главного тормоза развертывания конкурентных механизмов во всей экономике, в то время как рыночный сектор не должен быть излишне зарегулирован. Правильность этого принципа подтверждается и нашей экономической практики. Так, отсутствие реальных рыночных реформ в сферах жилищно-коммунального хозяйства и железнодорожных перевозок привело к полной приостановке инвестиционного процесса и прогрессирующему хирению и деградации материально-технической базы в этих отраслях, нарастанию угроз техногенных катастроф и развала всей системы жизнеобеспечения. В то же время, например, введение упрощенной системы налогообложения в малом бизнесе существенно пополнило доходную базу местных бюджетов, поскольку вывело из тени значительную его часть. Однако, несмотря на это, в ходе подготовки нового налогового законодательства отчетливо выявилась тенденция к уничтожению упрощенной системы налогообложения.
Оценивая реальные результаты формирования (во многом стихийного и неконтролируемого) конкурентной среды в украинской экономике за последнее десятилетие, можно выделить следующие наиболее характерные аномалии ее развития, отличающие ее нынешнее состояние от состояния конкурентной среды в цивилизованных странах:
- гипертрофированное развитие посреднического сектора на пути движения товаров и услуг от производителя в потребителю, деятельность которого носит так или иначе выраженный криминальный характер и направлена не столько на выполнение объективно обусловленных посреднических функций, сколько на недопущение конкурентов;
- административные ограничения на межрегиональные перемещения товаров и услуг;
- неоправданное расширение лицензируемых видов предпринимательской деятельности;
- неравные условия доступа вновь образованных предпринимательских структур к таким объектам инфраструктуры реального сектора, как железнодорожные пути, трубопроводы, терминалы, хранилища, склады и т.п.
Каждая из этих аномалий имеет многообразные формы проявления, без исследования которых невозможно представить себе истинное состояние конкурентной среды в переходной украинской экономике.
Исследование формирования конкурентной среды в переходной экономике в обязательном порядке должно учитывать искажающее воздействие, которое оказывает на этот процесс теневая экономика. Недостаточно просто констатировать это воздействие, как это делает большинство исследователей. Даже в системах, где теневая экономика не оказывает столь сильного воздействия на все хозяйственные процессы, монопольная экономическая власть сама по себе несет угрозу экономической безопасности. Но в этих системах хотя бы существует возможность целенаправленного регулирования монопольных образований со стороны государства в интересах общества, поскольку созданы эффективные механизмы общественного контроля и обеспечивается необходимая прозрачность соответствующих процедур.
В экономиках же, подобных украинской, именно теневой характер деятельности монопольных образований и ее криминализация могут сделать принципиально невозможным сколько-нибудь реальный контроль, даже при условии принятия вполне цивилизованного законодательства, содержащего в себе эффективные формальные механизмы такого контроля. В этих условиях, соответственно, возрастает значение независимой судебной системы как еще одного общественного института, способного выполнять функцию частичной компенсации слабостей механизмов государственного антимонопольного регулирования.
Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что задача формирования адекватной конкурентной среды в Украине пока что не только не решена, но даже надлежащим научным образом не поставлена. А это означает, что без ее решения антимонопольная политика в Украине в лучшем случае будет развиваться на основе метода проб и ошибок, без учета реальных факторов, определяющих конкурентное или антиконкурентное поведение как государства, так и бизнеса -и не только монополизированного, но и немонополизированного.
Литература
1. Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. -М.: Магистр, 1998.-320 с.
2. Базилевич В.Д. Формирование конкурентной среды в транзитивной экономике: проблемы, тенденции, противоречия // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.24-28.
3. Гальчинский А. Стабилизация гривни: проблемы и перспективы // Зеркало недели. -2003. -№17.
4. Гуренко СМ. Конкурентная политика - дело всего государства // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.5-6.
5. Гутманн Г. Конкуренция и политика поддержки конкуренции в ФРГ. // Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансформация в России. - Кельн-Москва, 1996. - С.153-162.
6. Довгалюк П. Квадратные метры коммунальных услуг // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.46-48.
7. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. - М.: Наука. 1997.-270 с.
8. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 284 с.
9. Конкуреншйне законодавство Украши: Юридичний зб1рник. - К., 2002. - 296 с.
Ю.Костусев А. Конкурентная политика в развитых странах и специфика
постсоветской системы // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №6(9). - С.20-29.
И.Крючкова И., Сиденко В. Макроструктурные сдвиги в украинской экономике в контексте интеграционных процессов // Зеркало недели. - 2003. - №24.
12.Лозовая A.M. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды в Украине // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2003. - №2(5). - С.24-28.
13.Макконнелл K.P., Брю СЛ. Экономикс; принципы, проблемы и политика. - К.: Хагар-Демос, 1993. - 785 с.
14.Мартыновский СВ. Экономическая наука от Аристотеля до наших дней: основные направления анализа. - Одесса: Друк, 2001. - 192 с.
15.Мельниченко А.И. Инструменты конкурентной политики // Конкуренция. Вестник Антимонопольного комитета Украины. - 2002. - №3. - С.50-53; 2003. -№1(4). -С.52-55; 2003. -№2(5). - С.49-54.
16.Немицкас А., Сенчук Б., Бабанин А. Украина: Благоприятны ли условия для предпринимательской деятельности. - К., 2002. - 68 с.
17.Норт Д. Институции, институциональное изменение и функционирование экономики. - К.: Основы, 2000. - 198 с.
18.Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993.
19.Річні звіти Антимонопольного комітету України за 1997-2002 рр.
20.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с
англ. - М.: Экономика, 1988. 21.Семоненко В.В. Особенности становления конкурентной среды в украинской
экономике // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна.
Економічна серія. - Вип. 580. - Харків: ХНУ, 2003. -С.64-67. 22.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Пер. с англ. / Под
ред. Ю.Я.Ольсевича. -М.: Экономика, 1996. 23.Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: ИНФРА-М,
1997.-698 с.
ТЕМА 7. ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
7.1. Общие положения Сущность приватизации.
В Законе Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» четко определены понятия приватизации: «Приватизация имущества государственных предприятий Украины (в дальнейшем - приватизация) -это отчуждения имущества, которое находится в общегосударственной, республиканской (Республика Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц». Таким образом, приватизация - это приобретение гражданами, обществами покупателей, акционерными обществами у государства и местных советов народных депутатов в частную или коллективную собственность предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений этих предприятий, которые превращаются в самостоятельных субъектов рынка.
Различие между разгосударствлением и приватизацией
Разгосударствление содержит в себе как приватизацию, так и изменение функций государственного управления предприятием. Последнее означает потерю государством функций непосредственного управления предприятиями, или их объединениями.
В процессе разгосударствления предприятие как государственный хозяйничающий субъект получает значительно большую ступень самостоятельности и ответственности. Его деятельность базируется на коммерческой основе. Коммерциализацию деятельности предприятий в процессе разгосударствления можно рассматривать как важный элемент формирования рыночных отношений при сохранении государственного сектора.
Основные формы разгосударствления
В соответствии с Концепцией разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилого фонда, которая была одобрена Верховной Радой Украины в 1991 г., основными формами разгосударствления являются:
- акционирование государственных предприятий и продажа определенной части акций гражданам и их хозяйственным объединениям;
- аренда имущества гражданами и их хозяйственными объединениями;
- ограничение вмешательства государства в процесс ценообразования, отмена принудительного госзаказа, отказ от предоставления предприятиям дотаций и субсидий и гарантирования кредитов.
Основные цели приватизации. Основными целями проведения приватизации выступают:
- создание объективных предпосылок для повышения эффективности использования ресурсов производства на основе стимулирования трудовой инициативы отдельных собственников, слома монополизма отдельных производителей и порождения конкуренции между ними;
- укрепление социальной устойчивости общества на основе формирования класса собственников;
- формирование стимулов к большей восприимчивости достижений научно-технического прогресса, который будет оказывать содействие обновлению производственного потенциала повышения конкурентоспособной продукции;
- замена нерациональных административно-командных методов управления государственной собственностью более эффективными методами экономического регулирования.
Формы приватизации.
В соответствии с Концепцией разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилого фонда, которая была одобрена Верховной Радой Украины в 1991 г., основными формами приватизации являются:
- купля-продажа долей (акций, паев) в капитале предприятий по конкурсу, на аукционе, фондовой бирже, по подписке и другими способами, которые предусматривают конкуренцию покупателей;
- купля-продажа неделимых имущественных комплексов по конкурсу или на аукционе;
- выкуп имущества, сданного в аренду с выкупом;
- выкуп имущества трудовым коллективом, безвозмездная передача отдельных предприятий, части их имущества, предоставление других льгот;
- ликвидация предприятий соответственно законодательству Украины и продажа их имущества по конкурсу, на аукционе, на биржах или через магазины оптовой или розничной сети.
Субъекты приватизации. Согласно ст.6 Закона Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» субъектами приватизации являются:
- государственные органы приватизации;
- покупатели;
- продавцы; представители и посредники.
Подготовка объекта к приватизации При подготовке объекта к приватизации следует подготовить:
- документы для регистрации заявления в органы приватизации (установить состав покупателей, их долю в Уставном фонде, подготовить материалы к договору об аудиторском обслуживании, договор об общей деятельности, протокол общего собрания; справку об итогах хозяйственной деятельности, заявление органу приватизации);
- план приватизации;
- протокол собрания учредителей или общего собрания акционеров о выпуске акций в соответствии с Законом «О ценных бумагах и фондовой бирже»;
- исходящие документы плана приватизации (акты оценки стоимости имущества, доли участников в Уставном фонде, источник приватизации, проспект эмиссии);
- проект договора купли-продажи;
- положение о проведении подписки на акции и материалы к первому собранию учредителей;
- состав показателей деятельности акционерных обществ.
План приватизации состоит из таких разделов: реквизиты объекта (предприятия, структурного подраздела); стоимость объекта; характеристика объекта приватизации; продажа целостного объекта; размещение простых акций; требования относительно формирования пакетов акций, деление пакетов акций на отдельные партии; порядок и условия использования объектов социально-бытового назначения; продажа объектов незавершенного строительства; решение относительно реорганизации объекта и выделение из его состава структурных подразделений в самостоятельные предприятия с правом юридического лица.
В процессе приватизации разрабатывается бизнес-план, в котором должны быть отображены стратегические вопросы развития предприятия на 2-3-годовую перспективу. Выполнение бизнес-плана является обязательным, если объект продается по конкурсу.
Бизнес-план подается покупателем в комиссию и включает такие разделы: состав и характеристика вырабатываемой продукции; оценка рынка сбыта; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план; оценка риска.
Объекты государственной собственности, которые подлежат первоочередной приватизации.
Первоочередной приватизации подлежат объекты государственной собственности, которые в наибольшей мере влияют на развитие потребительского рынка, а также те, которые сдерживают процесс стабилизации государственного бюджета, тормозят экономическое развитие Украины, формирование ее рыночной экономики.
К таким объектам принадлежат:
- предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- эксплуатационные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, включая жилое, лифтовое, гостиничное, зеленое, ритуальное обслуживание, благоустройство населенных пунктов, ремонтно-строительную деятельность;
- предприятия строительства и промышленности строительных материалов;
- предприятия пищевой промышленности, а также предприятия, которые специализируются на переработке сельскохозяйственной продукции, обслуживают сельскохозяйственное производство, вырабатывают продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения;
- предприятия местной, деревообрабатывающей, легкой промышленности;
- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, если их убыточность не обусловлена применением государственных фиксированных и регулированных цен и тарифов;
- законсервированные объекты, объекты незавершенного строительства, которые финансировались за счет государственных капиталовложений и дотаций из государственного, местных бюджетов или нормативные сроки строительства которых уже прошли;
- предприятия материально-технического снабжения.
Объекты, на приватизацию которых надо иметь согласование с Кабинетом Министров Украины.
К объектам, подлежащим приватизации по согласованию с Кабинетом Министров Украины, относятся:
- объекты гражданской обороны;
- предприятия атомного машиностроения;
- специализированные элеваторы, холодильники, объекты складского хозяйства, которые обеспечивают постоянное размещение государственных ресурсов, сохранение мобилизационных запасов;
- предприятия, которые перерабатывают руды драгоценных металлов, ценные и полудрагоценные камни, радиоактивные и редкоземельные элементы;
- предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса, в том числе угле-, нефте- и газоперерабатывающие предприятия и организации, объекты нефтепродуктообеспечения, нефтехранилища, которые имеют межобластное и республиканское значения;
- предприятия железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и предприятия автомобильного транспорта общего пользования;
- племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семеноводческие инспекции и лаборатории исследования сортов сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки;
- предприятия и объекты электроэнергетики, гидростанции, теплоэлектроцентрали;
- предприятия медицинской промышленности;
- предприятия, которые осуществляют розничную торговлю за валюту;
- эксплуатационные предприятия водопроводно-канализационного, теплового и газового хозяйства жилищно-коммунальной области;
- предприятия, которые специализируются на выпуске протезно-ортопедических изделий.
В Украине процесс приватизации регулируется правовой базой, которая насчитывает свыше 100 законов и нормативных документов, среди которых главными являются Законы Украины: «О приватизации государственного имущества», «О приватизации небольших предприятий (малой приватизации)», «О приватизационных бумагах», «О Фонде государственного имущества Украины», «Об особенностях приватизации имущества предприятий топливно-энергетического комплекса», «Об аренде имущества государственных предприятий и организаций», «Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий»; нормативные акты правительства: «Положение о применении способов приватизации имущества государственных предприятий», «Методика оценки стоимости объектов приватизации» и др. В целом законодательство о приватизации можно характеризовать как общественные нормы, обязательные «правила игры», внедренные для достижения поставленной цели, которая соответственно «Концепции разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилого фонда» состоит в создании высокоэффективной рыночной экономики. Средства приватизации, которые предопределяют достижение цели, состоят в изменении отношений собственности па средства производства для их качественного воспроизводства и эффективного использования; создания прослойки собственников как основы многоукладной социально ориентированной экономики; структурной перестройки экономики; стабилизации экономического положения; развития конкуренции и ограничение монополизма; привлечение иностранных инвестиций».
7.2. Принципы и приоритеты приватизации в Украине
Принципы и приоритеты, которые были закреплены в украинском, законодательстве о приватизации, изменялись соответственно изменениям концепции приватизации и этапов ее проведения. В целом процесс приватизации в Украине основывается на таких принципах и приоритетах:
• законность;
• государственное регулирование и контроль;
• обеспечение социальной защиты и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации, приоритетное предоставление прав гражданам Украины на приобретение государственного имущества;
• безвозмездная передача государственного имущества каждому гражданину Украины с применением приватизационных сертификатов;
• предоставление льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов предприятий, которые приватизируются;
• полное, своевременное и достоверное информирование граждан о всех действиях относительно приватизации;
• учет особенностей приватизации объектов агропромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности, незавершенного строительства, небольших государственных предприятий, предприятий со смешанной формой собственности и объектов научно-технической сферы;
• применение преимущественно конкурентных способов: приватизации небольших государственных предприятий, законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса; продажи акций ОАО, созданных на базе средних и больших предприятий;
• соблюдение антимонопольного законодательства;
• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
• продажа государственного имущества только за денежные средства. Приоритетное право граждан на приобретение государственного имущества предусматривает: первоочередное участие граждан Украины в приобретении объектов приватизации (реализуется через предоставление первоочередного права гражданам на участие в сертификатах аукционах по продаже имущества, права использование компенсационных сертификатов, первоочередного права приобретения за деньги объектов малой приватизации); приобретение за счет приватизационных и компенсационных сертификатов имущества по нарицательной стоимости (общая сумма сертификатов граждан Украины равняется балансовой стоимости приватизированного имущества, хотя рыночная стоимость этого имущества намного больше); предоставление льготных безналичных кредитов на цели приватизации (реализовано через разрешение уплатить полную сумму за приобретенное имущество в рассрочку); упрощение процедуры участия граждан Украины в приватизации, стимулирование создания приватизационной инфраструктуры (реализовано с помощью привлечения учреждений Сбербанка, жилищных учреждений по месту проживания к процедуре получения гражданами приватизационных сертификатов, создание в регионах сети центров сертификатных аукционов, предоставление права осуществлять приватизационные операции посредническим структурам - инвестиционным фондам и компаниям, доверительным обществам).
Льготы на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов предусматривают: первоочередное право трудовых коллективов на приобретение своих предприятий (реализовано установленным порядком распределения акций приватизируемых предприятий, участия трудовых коллективов в конкурсах, выкупа имущества объектов малой приватизации); льготных условий продажи имущества своих предприятий (первоочередное право уплаты за приобретенное имущество приватизационными и компенсационными сертификатами по номинальным ценам, приобретение за денежные средства имущества по номинальным ценам в объеме до 80% стоимости вложенных сертификатов, а для поощрения участия администрации государственных предприятий в их приватизации и обеспечение эффективной работы этих предприятий разрешение приобрести но нарицательной стоимости до 5% общего количества акций (паев) в рассрочку на три года); предоставление льготных кредитов (так, обществу покупателей, созданному на основе трудового коллектива, дается право оплачивать стоимость имущества предприятия в рассрочку сроком до трех лет при условии начального взноса не меньше 30% всей суммы).
Принцип платности продажи государственного имущества запрещает все формы безвозмездной передачи государственного имущества в частную собственность или пользование кроме права безвозмездной передачи с применением приватизационных и компенсационных сертификатов. Этот принцип также распространяется и на отношения аренды государственного имущества и узаконивает арендную плату по рыночным ценам.
Применение сертификатной модели на первом этапе приватизации сделало возможной реализацию права граждан Украины на участие в приватизации государственного имущества и стало основой социальной стабильности во время приватизации. Во-вторых, приватизация по сертификатной модели дала возможность осуществить массовую приватизацию в относительно короткие сроки. Вследствие сертификатной приватизации контроль большее чем над 45% предприятий, которые подлежали приватизации, перешел к акционерным обществам, основанных трудовыми коллективами, и физическим лицам, что дало возможность создания резерва для неминуемого дальнейшего перераспределения собственности. Пакеты акций трудовых коллективов и граждан быстро размывались и уже через два года после завершения сертификатного этапа приватизации удельный вес трудовых коллективов и физических лиц в составе акционеров существенно сократился, а юридических лиц, которые владеют большее чем пятипроцентными пакетами акций, увеличился почти вдвое.
Тем не менее качественные изменения в отношениях собственности вследствие сертификатной приватизации оказались неоднозначными. Использование приватизационных сертификатов не смогло решить основных задач трансформации отношений собственности в Украине. Во-первых, для создания эффективной рыночной экономики украинским предприятиям в начале 90-х лет нужно было не перераспределение собственности в пользу трудовых коллективов, а прежде всего коренная модернизация производства на основе современных технологий, для реализации которой, как известно, нужны инвестиции. На этапе сертификатной приватизации предприятия не получили реального инвестора, что дополнительно углубило технологический, а следовательно, и финансово-экономический кризис производства. Во-вторых, вследствие расхождения интересов трудовых коллективов как субъектов права собственности и одних и тех же коллективов как наемных работников предприятия не получили эффективного собственника. Контроль за хозяйственной деятельностью администрации предприятий со стороны государства был ослаблен, а эффективные формы контроля со стороны коллективного собственника еще не были внедрены. В результате значительно распространилась распродажа коллективного имущества и финансовое обесценение акционерных обществ, созданных во время приватизации. И вдобавок даже те трудовые коллективы и граждане, которые смогли обменять свои сертификаты на акции, не стали в совокупности собственниками контрольных пакетов акций, то есть их отчуждение от управления не было преодолено.
Слишком сложной оказалась и проблема экономической реализации прав собственности в виде права на получение дивидендов по акциям. Большинство промышленных предприятий испытали большую финансовую трудность и не имели возможности платить работникам своевременно даже заработную плату. Поэтому и возможность получать доходы по акциям для работников предприятий и граждан наиболее часто оставалась иллюзорной. Проведение сертификатной приватизации во время стагнации производства привело к обесценению акций большинства приватизированных предприятий.
7.3. Органы приватизации в Украине
В соответствии с Указом Президента Украины создана единая система органов приватизации, к которой принадлежат Фонд государственного имущества Украины, Фонд имущества Автономной Республики Крым, региональные отделения Фонда государственного имущества Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, представительства Фонда государственного имущества Украины и Фонд государственного имущества Украины (далее Фонд) - является центральным органом государственной исполнительной власти с специальным статусом, который осуществляет полномочия собственника государственного имущества, управление объектами государственной собственности, управление государственным имуществом в процессе приватизации, проводит государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, а также выступает как арендодатель целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, которое есть в государственной собственности. Фонд подчинен и подконтролен Кабинету Министров Украины и подотчетен Верховной Раде Украины. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и прочие счета в банковских учреждениях Украины.
Основными задачами Фонда являются:
• реализация государственной политики относительно объектов государственной собственности, в том числе в сфере приватизации, аренды и отчуждения в процессе приватизации государственного имущества;
• методическое обеспечение процесса приватизации, управления, аренды и лизинга государственного имущества;
• организация и проведение приватизации имущества, которое находится в государственной собственности;
• осуществление оценки государственного имущества;
• ведение единого реестра объектов права государственной собственности;
• организация контроля за эффективным использованием государственного имущества;
• осуществление полномочий арендодателя имущества государственных предприятий, их структурных подразделений и в отдельности определенного недвижимого имущества;
• содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции производителей.
Соответственно возложенным на него задачам Фонд выполняет такие функции.
1. В сфере государственного управления и государственной экономиче-
ской политики: