Главный признак метода затрат - поэлементная оценка: предприятие, которое оценивается, распределяется на отдельные составные, и оценивается любая из них в отдельности, а стоимость всего предприятия рассчитывают подытоживая стоимость всех его частей.
Любой из подходов имеет свои специфические методы и приемы и также требует определенной информации. Информация, которая используется при том или ином подходе, отображает современное состояние предприятия, показатели хозяйственно-финансовой деятельности в прошлом или ожидаемые в будущем доходы.
7.6. Приватизационные модели западных стран
Приватизационные модели основываются на концепциях разных направлений, школ и течений экономической теории относительно необходимости перехода государственной собственности к частным лицам или в семейную собственность. Наиболее полно представлены неоклассическим направлением политической экономии, приверженцы которого считали, что механизм рыночного саморегулирования лучше всего обеспечивает равновесие экономической системы, и возражали против необходимости государственного вмешательства в экономику. По мнению американского экономиста Т.Розбарда, приватизация при современных условиях необходима, поскольку частная собственность более эффективна, обеспечивает товарами и услугами лучшего качества и по низшим ценам. Эту концепцию поддерживают лидер чикагской школы политической экономии М.Фридмен и прочие представители неоклассического направления. Французский экономист Р.Маржолен утверждал, что одна из важных причин снижения эффективности частного сектора - чрезмерная экспансия государственного сектора, усиление бюрократического контроля.
Как свидетельствует практика национализации промышленности, в странах Западной Европы после второй мировой войны в руки государства перешли прежде всего убыточные базовые и капиталоемкие области, развитие которых не мог обеспечить частный капитал.
Осуществляя приватизацию, правительство Великобритании продавало лишь рентабельные предприятия. Государственные предприятия выполняли важную социально-экономическую функцию: увеличивали инвестиции во время экономических кризисов, оказывали содействие трудоустройству значительного количества нанимаемых работников, что уменьшало глубину экономических кризисов, ослабляло социальную напряженность в обществе. После приватизации деятельности государственных компаний был упразднен ряд ограничений в сфере коммерческой деятельности (например, вкладывание капиталов в прибыльные проекты). Они перестали быть донорами частного сектора, состоялась капиталистическая рационализации их деятельности (на начало 1989 г. в Великобритании было продано до 30% государственного предпринимательского сектора, количество занятых сократилась на 0,6 млн. человек, что обусловило повышение уровня рентабельности предприятий).
Среди западных стран первый опыт массовой приватизации получила Великобритания. Основная особенность английской модели состоит в объединении двух важных разнородных целей приватизации:
—решение проблем повышения эффективности и финансового оздоровления предприятий, которые входили в госсектор, дерегулирование условий их деятельности;
—реализация акций максимальному количеству индивидуальных и корпоративных собственников.
Основная форма проведения приватизации продажа акций.
Использовалась практика резервирования определенной части акций для рабочих предприятий и пенсионеров (до 10% акций), выкуп предприятий менеджерами и рабочими. Мелкие вкладчики и рабочие предприятий имели льготы как по сумме, так и по срокам платежей. Вместе с продажей на первых этапах приватизации практиковалась и безвозмездная передача госимущества (со временем отброшенная как неэффективная).
В процессе приватизации были выработаны основные подходы к ее проведению: постепенность, продолжительность проведения предприватизаци-онных и приватизационных процедур; платность. Эти подходы имеют универсальный характер и были использованы в дальнейшем многими странами.
Французская модель отличалась прежде всего существенным образом более быстрыми темпами приватизации, а также тем, что ставка на покупателей госимущества делалась на так называемых «стабильных акционеров», то есть на большие фирмы. Приблизительно 20% имущества было реализовано иностранным инвесторам, 10% - персоналу приватизированных предприятий. Основная форма - продажа акций.
Общее в английской и французской моделях - проведение приватизации в условиях достижения общественно-политического консенсуса в вопросах целей и форм ее осуществления. Для этого был использованный широкий арсенал мероприятий, направленных на установление согласия (обеспечение поддержки рабочих льготными ставками для купли акций, национального капитала — гарантированием сохранения контрольного пакета акций в стране, менеджеров предприятий - приватизацией предприятий как единых целостных комплексов и т.п.).
Особенности итальянской модели определялись принципиальной установкой на сохранение важной доли большого государственного сектора, а также тем, что основную роль в экономике Италии играют акционерные общества со смешанным государственно-частным капиталом. Приватизация проходила преимущественно в форме повышения доли частного капитала в смешанных компаниях или продаже дочерних компаний, что большее не расценивались как жизненно необходимые для функционирования государства. Полной приватизации (реприватизации) подлежали предприятия, национализированные в условиях кризиса 70-х гг. XX столетия с целью их государственной поддержки, а также ряд госкомпаний в областях, которые утратили свое бывшее значение для экономики страны в результате структурных изменений (металлургия).
При распродаже акций преимущество отдавалось персоналу компаний.
Программа приватизации в Чили осуществлялась с 1974 г. несколькими этапами. На первом из них (1974-1975 гг.) приватизация проходила прежде всего в форме возвращения национализированного имущества бывшим собственникам, одновременно употреблялся комплекс мер по дерегулированию экономики. На втором этапе (1975-1980 гг.) происходило привлечение в страну иностранного капитала для участия в приватизации, акционирование госпредприятий, уменьшение доли государства в предприятиях со смешанной собственностью. Третий этап (с 1981 г.) совпал со мировым экономическим кризисом, что отрицательно сказалось на притоке иностранного капитала. Были принятые меры для расширения социальной базы приватизационного процесса путем льготной продажи акций рабочим предприятий. С 1985 г. началась приватизация наибольших монополий с индивидуальным подходом к конкретным объектам.
Основными целями приватизации в Израиле, которая началась в 1986 г., были: повышение уровня конкурентоспособности в промышленном секторе путем уменьшения вмешательства государства; привлечение иностранных инвестиций; получение дополнительных средств в бюджет путем сокращения дефицита; содействие распространению акций предприятий среди их рабочих; развитие финансовой системы и рынка капиталов. Формы приватизации - проведение переговоров представителей соответствующих правительственных органов из несколькими частными покупателями; публичная продажа акций компаний на открытых торгах.
С 1996 г. осуществлялась программа бесплатного распространения так называемых «опций» (приватизационных бумаг) среди всех гражданин старше 18 лет. «Опции» обменивались на акции предприятий, которые приватизировались, или продавались по рыночным ценам.
7.7. Структура приватизационного процесса в Украине
В оценках динамики приватизации государственные структуры делают ударение на абсолютных показателях. Общая картина выглядит так. За 1992-2000 гг. разгосударствлено свыше 70 тыс. предприятий (из них 72,7% - объекты коммунальной собственности), в том числе 56,6 тыс. малых объектов. Разгосударствленными предприятиями выработано 58,5% общего объема продукции. За это время 42,3% предприятий реформировались путем выкупа объектов приватизации, 19,5 - путем выкупа государственного имущества, сданного в аренду с выкупом, 14,5% - путем продажи акций открытых акционерных обществ (в промышленности - 59,7%). В коллективную собственность перешло 55,1 тыс. объектов, частную - 15,4 тыс. (21,8%).
Количественные показатели такого рода не дают полное представление о глубине приватизации. На протяжении многих лет этот фактор вообще не брался во внимание. Результатом было то, что к так называемым «негосударственным» предприятиям относилось огромное количество объектов, на которых государственная собственность преобладала. Поэтому, если речь шла о неэффективности работы негосударственного сектора, на самом деле оценивалась деятельность фактически государственных предприятий с какой-то долей частной собственности.
Доля отдельных форм собственности в общем количестве промышленных предприятий (без малых предприятий и кооперативов), %:

1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Существуют такие показатели глубины приватизации. Показатель глубины приватизации имущества конкретного предприятия (рассчитывается по уставному фонду) - это доля уставного фонда, которая уже не принадлежит государству; показатель средней глубины приватизации имущества предприятий, которые изменили форму собственности (в народном хозяйстве, в области, в конкретной группе предприятий); в конце концов, показатель приватизированности отрасли - доля предприятий, которые изменили форму собственности (как вариант - предприятий негосударственной собственности) в общеотраслевых показателях, которые характеризуют как ресурсы, так и результаты производственной деятельности.
Выявление средней глубины приватизированности дает возможность оценить вероятность послеприватизационных трансформаций и обновления основного капитала приватизированных предприятий. Этот показатель служит оценкой границы дальнейшей приватизации. Ведь если ориентироваться лишь на количество предприятий, то может показаться, что в промышленности лишь 15% осталось в государственной собственности. А это глубоко искажает настоящее состояние дел.
Средняя глубина приватизации имущества всех предприятий групп (средних и больших), которые начали приватизацию с 1992 г., по отношению к их уставным фондам на 01.10.2000 г. составляла уже 62,8% (в промышленности - 52,5%). Но в отдельных областях (электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность) средняя глубина приватизации не превышает 36%. Стоимость приватизированного имущества на средних и больших предприятиях, которые перешли 75%-ную планку его продажи, составляла на 01.05.2000 г. лишь 38,6% от суммы уставных фондов всех предприятий, которые приватизируются (табл. 1).
Таблица 1. Глубина приватизации средних и больших предприятий по уставному фонду (УФ) *
| Объем УФ приватизированных предприятий, млн. грн. на 01.10.2002 г.
| Количество приватизированных предприятий на 01.10.2002 г.
| Приватизированный УФ, % на
01 01.1999 г.
| Приватизированный УФ, % на
01.01.2000 г.
| Приватизированный УФ, % на
01.10.2000 г.
|
Украина
| 18963,3
| 11613,0
| 51,5
| 58,6
| 62,8
|
Промыш ленность
| 13399,7
| 4534,0
| 39,8
| 47,9
| 52,5
|
Динамика приватизации за 1998-2000 гг. свидетельствует, что темпы возрастания средней глубины приватизации в народном хозяйстве падают. И это абсолютно естественно, так как глубина имеет свои границы и совсем не должна равняться 100%. Показатель средней глубины приватизации (уставного фонда) в народном хозяйстве в целом (хотя он часто применяется и в государственных статистических материалах, и в специальных исследованиях, и в отчетах ФГИУ) скрывает немало «подводных камней». Следует лишь поставить вопрос: от чего зависит средняя глубина приватизации, если она возрастает?
Глубина приватизации может возрастать лишь в том случае, если
- глубина приватизации конкретных новоприватизированных предприятий выше среднего уровня приватизации за минувший период;
- возрастает глубина приватизации прежде приватизированных объектов;
- уставный фонд предприятий с большей глубиной приватизации возрастает более высокими темпами;
- государственные доли акций на новых ОАО меньше чем средние доли государственной собственности на ОАО, которые созданы раньше.
Одной из проблем является существование приватизации формальной и реальной.
Смешанный характер собственности, если значительная доля приватизированных предприятий не отвечает имуществом по своим финансовым обязательствам, а половина предприятий вообще убыточные, не разрешает преодолеть замкнутый круг хронической хозяйственной задолженности.
Возникает вопрос: насколько корректно называть объекты приватизированными, если они не отвечают за свою деятельность? Скорее, это квазиприватизация, а уровень просроченной задолженности служит ее показателем. Определенный круг «приватизированных» предприятий продолжает пользоваться «благами» административного распределения: ценами, которые административно регулируются, бюджетными дотациями и инвестициями, налоговыми ссудами и списанием налоговой задолженности, предоставлением государственных гарантий по банковским ссудам, административными разрешениями на продажу товаров и услуг предприятий и т.п. И, как следствие, возникает квазиприватизированный сектор, предприятия которого не обеспечивают собственную самоокупаемость и прибыльность и углубляют структурные межотраслевые деформации.
Так, по экспертным оценкам, сырьевые области, которые вырабатывали в 1999 г. приблизительно 53% добавленной стоимости в промышленности, после перераспределения потребляли около 80% его совокупной величины. Чрезмерное вмешательство государственных учреждений временами препятствует углублению средней приватизированности предприятий. Но есть и обратная сторона дела. Показатель средней глубины характеризует степень административных вмешательств государственных органов власти в деятельность приватизированных предприятий. Углублению приватизации препятствуют административные ограничения, которые начали активно внедряться правительственными органами одновременно с переходом к массовой сертификатной приватизации предприятий. К ним относится прежде всего ограничение доли частной собственности в акционерном капитале. Логическим продолжением такой политики стал переход с начала 1999 г. к практике закрепления за государством контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий.
Литература
1. Державна програма приватизації майна державних підприємств: Постанова Верховної Ради України від 7 липня 1992 року № 2545-ХІІ.
2. Закон України «Про державну програму приватизації» від 18.05.2000 р. №1723-11.
3. Указ Президента України «Про єдину систему органів приватизації в Україні» від 19 лютого 1994 р. №56/94.
4. Гольцберг М.А. Приватизація: запитання і відповіді. - К., 1993.
5. Єщенко П.С., Кваснюк Б.Є., Бірюков O.A. Нова модель держави. - К.: «Печатный двор», 2002.
6. Ларцев B.C., Ключиков Г.Н. Краткий очерк истории приватизации в Украине. - К.: Полиграф-информ, Велис, 2001.
7. Ларцев B.C., Ключиков Г.Н. Українська приватизація у спогадах і роздумах. -К., 2001.
8. Правові аспекти приватизації в Україні: у 2-х томах / Ю.І.Єхануров (ред.), Фонд державного майна України, - К.: Руська правда, 1996. - Т. 1: 36. законодавства з питань приватизації; Т. 2: Практичний аспект з питань приватизації.
9. Тенденции и направления приватизации: сб. переведен с англ. языка / Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой - Т. l.№ 1. - М.: Международные отношения, 1993.
10.Українська приватизація: плюси і мінуси. - К., 2001.
11 .Українська приватизація у цифрах (1991-2001) у 2 ч. / О.М.Бондар (авт.-уклад.). - К.: Принт-Екпрес, 2002.
12.Фрідман Р., Рапачинський А. Приватизація у Східній Європі: чи всі можливості держави вичерпано? Доповіді Центрально-Європейського університету з питань приватизації / Пер. з англ. - К.: «Основи», 1995.
ТЕМА 8. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
8.1. Методологические основы разработки государственной промышленной политики
Разрабатывая перспективы развития государственной промышленной политики Украины на краткосрочную и, в особенности, стратегическую перспективу, необходимо четко представлять современную среду мирового хозяйства. Недооценка этого может сориентировать Украину, ее промышленный комплекс и его отраслевые составляющие наложные шаги. Современная экономическая среда и адекватная нему деятельность фирм характеризуется следующими основными чертами.
Во-первых, связи производителей и потребителей из разных стран не является сегодня чисто торговыми. Хозяйственная деятельность фирм охватывает большую часть, а то и весь производственно-инновационный цикл: передачу прав на использование промышленной собственности; научно-техническое инвестиционно-строительное сотрудничество, включая лизинговое и производственно-технологическое взаимодействие; сотрудничество в сбыте продукции и послепродажном сервисе и т.п.
Во-вторых, приобрел масштабность процесс диверсификации и интернационализации производства. Он вызывает расширение номенклатуры продукции, которая выпускается не одной, а несколькими областями, и развитие международных монополий-конгломератов.
В-третьих, быстро сокращается жизненный цикл товаров, ускоряется их обновление соответственно ускорению темпа научно-технического прогресса. Одновременно усовершенствуются методы управления производством и формы его организации в транснациональных, региональных, национальных и локальных масштабах и на конкретных фирмах.
В-четвертых, значительного развития достигло международное промышленное сотрудничество. Оно усиливает возрастающую глобальную экономическую взаимозависимость стран и компаний, стимулирует их к объединению усилий для решения хозяйственных и научно-технических проблем мирового масштаба. Международное промышленное сотрудничество имеет разнообразнейшие формы, например:
• совместное производство - без объединения собственности партнеров, оно реализуется в разнообразных формах кооперации, большей частью научно-производственной и сбытовой; с объединением собственности в организационно-правовых формах акционерного общества, концерна, промышлен-но-финансовой группы, консорциума, транснациональной компании и др.;
• сотрудничество в модернизации, расширении и строительстве предприятий в разных формах, в особенности «инжиниринговое» (проектирование, строительство объектов, пусконаладочные работы, подготовка производства и обеспечение его нормального хода). КР последней примыкает лизинговая форма взаимодействия, аренда строительного и технологического оборудования, транспортных средств;
• передача технической информации, технологий, патентов и лицензий;
• производство готовых изделий из материала заказчика, «толлинг» в металлургии, деловые союзы и ассоциации разного рода и т.п..
В-пятых, транснациональные компании (ТНК) стали главным элементом мировой экономики и проводником современных глобапизационных процессов. На современном этапе наблюдается обострение конкуренции на мировых рынках в многих сферах - не только в обрабатывающих областях, айв сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят в самом деле глобальную стратегию.
Проблема проведения определенной промышленной политики в той или другой стране - составная часть более широкой проблемы - общей экономической политики государства. Вопрос об экономической политике довольно глубоко анализируется в экономической науке, поскольку ее проведение влияет на жизнь и благосостояние всех граждан, выходит за национальные рамки, охватывает взаимосвязь с экономиками других стран. Специальная область экономической теории - нормативная теория экономической политики - изучает вопрос о том, как надо действовать политикам. Другой раздел экономической теории - положительная теория экономической политики - изучает, как правительственные органы действуют на практике. Теоретики этого направления анализируют практику разработки и реализации экономической политики в отдельных странах, проводят сравнительный анализ, обобщают опыт.
Основателем теории государственной экономической политики считают Дж. М Кейнса. Системное применение изложенных в его роботах и прежде всего в «Общей теории занятости, процента и денег» , идей государственного регулирования экономических процессов на практике осуществилось в рамках «нового курса» в США в 30-е года XX столетие. В дальнейшем теория экономической политики была проанализирована в конце 40-х лет немецким ученым Вальтером Ойкеном в работе «Основные принципы экономической политики», а также в начале 50-х лет голландским экономистом Яном Тин-бергеном, лауреатом Нобелевской премии в области экономики 1969 года.
Его теория по своему характеру считается нормативной, в ней детально описаны основные шаги разработки оптимальной политики. В наиболее общей форме их можно свести к таким этапам:
1) разработка правительственными органами конечных целей экономической политики, как правило, в целях максимизации функции общественного благосостояния и целевых показателей, достижение которых желательно;
2) оценка политических инструментов, который имеются в распоряжении правительства;
3) определение модели экономики, которая связывала бы целевые показатели и инструменты их достижения, которое разрешает избрать оптимальный масштаб используемых политических мер.
Поскольку эта теоретическая модель справедливая в масштабах всего комплекса мероприятий экономической политики государства и, учитывая, что закономерности развития всей системы справедливые и для функционирования его составных, можем воспользоваться подобным подходом, логикой, анализируя такую важную сферу экономической политики, как промышленная политика. Разработка промышленной политики нуждается в определение целей, набора инструментов, который имеется в распоряжении правительства, и параметров макроэкономической модели функционирования экономической системы, то есть тех экономических механизмов, которые объединяют цели и инструменты промышленной политики. Прежде чем их анализировать, обратимся в самое понятие промышленной политики.
Промышленная политика (ПП) - деятельность государства и соответствующих институтов, направленная на интенсивное развитие промышленности страны соответственно стратегии социально-экономического прогресса общества. Она предусматривает научное обоснование самой концепции, постановку стратегической цели (для Украины - интенсивный переход к технологическому способу производства, которое базируется на автоматизированной работе, на основе которой происходит техническое переоснащение всех сфер и областей народного хозяйства новейшей техникой и технологией, вхождение в число передовых стран мира и обеспечение экономической безопасности страны в этой сфере). Основные средства достижения этой цели: 1) обоснование оптимального количества государственных программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, в т.ч. проведение НИОКР; создание образцов конкурентоспособной промышленной продукции и строительство предприятий ее массового выпуска; 2) купля за границей части новейших лицензий на современные технологии, изделия и материалы на базе собственного производства; 3) создание общих предприятий с участием зарубежных стран, восстановление рациональных хозяйственных и научно-производственных связей со странами СНГ и Восточной Европы; 4) создание новых форм эффективного взаимодействия науки и техники (технопарков и т.п.) и свободных экономических зон, в которых более легкое формировать благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций, строительства общих предприятий и т.п.; 5) обеспечение благоприятных экономических условий передачи высоких технологий ВПК гражданским областям производства; 6) повышение роли технологического прогнозирования, научной оценки технологических перспектив современного развития, предотвращение техногенных катастроф и др.; 7) создание эффективной конкурентной среды; 8) подготовка кадров высокой квалификации, прежде всего нового поколения предпринимателей и менеджеров; 9) умелое использование достижений процесса глобализации инновационной деятельности. Различают прямые и опосредствованные средства и методы активного влияния государства на деятельность промышленности. Прямые -субсидии и дотации отсталым областям, санация убыточных предприятий, принятие нового и усовершенствование действующего законодательства, административные рычаги. Опосредствованные - использование элементов экономической политики, прежде всего кредитной, налоговой, амортизационной, ценовой, протекционистской и др. На микроуровне (развитие отдельных предприятий, областей) ПП осуществляется стимулированием маленького и среднего бизнеса, влияния на организационно-правовую форму предприятий и др. В большинстве постсоветских стран такая политика предусматривает корпоратизацию (акционирование) и приватизацию значительной части государственных предприятий. В России, в частности, по рекомендациям МВФ органов представительной власти были отстранены от этих процессов и использованы большей частью административные рычаги (постановления, указы, распоряжения, инструкции), и в процессе антинародной по характеру приватизации был создан, по оценке немецкого экономиста К.Штайльманна, гигантский государственный аппарат, который перераспределил собственность и рынки через нечестную конкуренцию в свою пользу, состоялась трансформация разветвленного партийно-государственного аппарата (государственная отраслевая бюрократия, правительственные чиновники и чиновники от политики, «красные директора» государственных предприятий и т.п.) в региональные, отраслевые, центральные и командно-административные группы, которые определяют процессы корпоративной институционализации в Росси, Украине и других странах СНГ. К этому процессу приобщились и криминальные структуры. Поскольку в развитых странах мира происходит постепенный процесс преодоления социально-экономического отчуждения нанимаемых работников от средств производства, научного и информационного потенциала, а следовательно, труда от собственности, которая стимулирует возрастание производительности труда, экономический рост в промышленности, усиление ее конкурентоспособности и т.п., то противоположные по сущности корпоратизационные процессы (усиление отчуждения труда от собственности, нанимаемых работников от средств производства) большей частью разрушают экономический потенциал стран СНГ, тормозят экономический рост и др. В таком же деструктивном направлении действуют денежно-кредитные, структурный, налоговый и прочие элементы ПП. Налоговая политика в 90-х не приобрела концептуальной обоснованности и завершенности, носила преимущественно ситуативный характер. Из-за отсутствия экономической демократии усиливается реальная угроза политической демократии. Вызывает тревогу, по мнению Штайльманна, тот факт, что в Росси и Украине, как и в других странах СНГ, «не упразднены привилегии бывшей государственной и партийной элиты, ее представители в процессе самоприватизации обеспечили себе значительную часть народного благосостояния, побеждают на выборах». Относительно экономического роста, то страны, экономика которых ориентируется на внешний рынок (в частности, Корея, Сингапур, Тайвань), по его мнению, развиваются более быстро сравнительно со странами, которые ориентируются на внутренний рынок (Египет, Аргентина, Филиппины и др.). Важными средствами осуществления ПП являются также выделение приоритетных областей промышленности, которые определяют научно-технический прогресс, их всесторонняя поддержка на всех стадиях производственного и послепроизводственного процесса, подготовка новых управленческих кадров, внедрение комплексного прогнозирования НТП, создание эффективной конкурентной среды и др.
Итак, промышленная политика - это деятельность государства в границах его экономической политики, направленная на рост производства, разработку и внедрение научно-технических достижений, усовершенствование структуры производства, развитие экспорта готовой продукции, эффективное решение социальных проблем.
Государственная промышленная политика активно проводится в большинстве индустриально развитых странах мира. Например, в Германии и Японии отличительными чертами послевоенного возрождения были: прямое регулирование базовых отраслей государством, восстановление инфраструктуры преимущественно за счет государственных средств, создание внебюджетных государственных фондов поддержки базовых отраслей, государственная поддержка банковского сектору и фондового рынка, государственные закупки высокотехнологических товаров. Наглядными примерами эффективной промышленной политики могут быть план Р.Барра в Франции и программа «Солнечный свет» в Японии, внедренные в начале 70-х лет XX ст. Благодаря плану Барра Франция была в состоянии на протяжении пяти-шести лет добиться самообеспечение энергией за счет развития угольной промышленности и в особенности атомной энергетики. Программа «Солнечный свет» была направлена на повышение качества и научно-технического уровня продукции, снижение ее материалоемкости и энергоемкости. В 80-х гг. новые индустриальные страны - Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Бразилия, Испания, Мексика - захватили лидерство в многих областях экономики, благодаря тому, что сформировали высокоэффективную и гибкую структуру промышленности с ориентацией на производство новейшей наукоемкой продукции. Немалую роль в этом сыграла и жесткая политика правительств этих стран, направленная на поощрение экспорта и на протекционизм в защите внутреннего рынка.