2.1. Л.Г.Прусова “Економіка в схемах і в таблицях”, видавництво “Ексергія”, 1995 р.
2.2. М.Я.Коробова “Фінанси промислового підприємства”, м. Київ, 1995 р.
2.3. Н.Д.Бондаренко “Податки, збори, обов’язкові платежі в Україні”, довідково-практичний посібник, видавництво “Сталкер”, 1999 р.
2.4. А.І.Ликов “Карти організації праці монтажника радіоелектроапаратури”, 1997 р.
Тема 4. Информационная логистика
Литература 1, 2, 3, 9, 18, 19, 23, 24, 26, 27, 29, 31, 33, 34
Понятие и виды логистических информационных систем
Одной из важнейших составляющих логистической системы является информация. При детальном подходе элемент «информация» сам разворачивается в систему, включающую совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративными качествами. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы:
1) функциональную, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по целевому признаку;
2) обеспечивающую, включающую следующие элементы:
техническое обеспечение (совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков);
справочное обеспечение (классификаторы, кодификаторы и т.д.);
математическое обеспечение (комплекс программ, обеспечивающих решение задач).
Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на три группы:
1. Плановые, создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры решаемых задач: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами.
2. Диспозитивные (диспетчерские), создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Могут решаться следующие задачи: - детальное управление запасами (распределение по местам складирования); - распоряжение внутризаводским (внутрискладским) транспортом; - учет отправляемых грузов; - отбор грузов по заказам.
3. В исполнительных (оперативных) логистических информационных системах обработка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (реальный масштаб времени). Решаются задачи контроля материальных потоков, оперативного управления обслуживанием производства, управления перемещением ППТН.
Различия в обеспечивающих подсистемах указанных систем:
в плановых информационных системах весьма высок уровень стандартизации;
в диспозитивных информационных системах возможность применения стандартных программ ниже, что вызвано следующими причинами: 1) производственный процесс на предприятии, сложился за долгий период времени и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; 2) структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей;
в исполнительных информационных системах применяется индивидуальное программное обеспечение.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:
1) рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица;
2) участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов;
3) логистическая система в целом от момента отгрузки сырья поставщиком до поступления готовых изделий конечное потребление.
Задачи логистических информационных систем:
1) плановых информационных систем - осуществить сквозное планирование в цепи «снабжение - производство - сбыт», ввязать логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток;
2) диспозитивных и исполнительных систем - детализация намеченных планов и обеспечение их выполнения на отдельных производственных участках, на складах и на конкретных рабочих местах.
Информационные системы, относящиеся к разным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
Преимущества интеграции систем:
возрастает скорость обмена информацией;
уменьшается количество ошибок в учете;
снижается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
При построении ЛИС следует придерживаться следующих принципов:
1) возможность поэтапного создания системы. ЛИС являются постоянно развиваемыми системами, поэтому при проектировании необходимо учесть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач;
2) четкое установление мест стыка материальных и информационных потоков между подразделениями предприятия или отдельными предприятиями;
3) гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;
4) принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек - машина».
2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов
Чтобы эффективно управлять динамичной логистической системой, необходимо в любой момент времени иметь детальную информацию о входящих, выходящих и внутренних потоках. Данная проблема частично решается путем использования микропроцессорной техники, способной считывать (сканировать) разнообразные штриховые коды.
Наиболее широкое применение получил код EAN (рис. 4.1.):

Рис.4.1. Код EAN
I. Код страны - 3 цифры.
II. Код изготовителя (4 цифры).
Вместе однозначно идентифицируют предприятия, производящие товар.
III. Код товара, определяемый производителем по своему усмотрению 0-99999.
IV. Контрольное число рассчитывается по особому алгоритму на основе 12-ти предыдущих цифр и служит для проверки правильности расшифровки кода.
Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат в среднем 1 ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до 1 ошибки на 3 млн. знаков.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. При сканировании световой луч проходит по коду, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ расшифровывает сигнал и преобразует его в цифровой код. В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным при поставке товаров на экспорт.
В качестве примера эффективности использования штриховых кодов можно привести американскую торговую компанию «Kmart Corporation». Компания обслуживает 2200 магазинов в разных регионах США, ассортимент которых включает ≈ 100000 наименований. Используя коды, компания организовала систему управления товародвижением, позволяющую безошибочно определить, какой товар, в каком количестве, куда и когда надо поставить.
Преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов:
1. На производстве:
создание единой системы учета и контроля за движением изделий на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
сокращение численности вспомогательного персонала;
снижение отчетной документации;
почти полное исключение ошибок.
2. В складском хозяйстве (рис. 4.2):
автоматизация учета и контроля за движением материального потока;
автоматизация процесса инвентаризации.

Рис.4.2. Схема идентификации штриховых кодов в складском хозяйстве
3. В торговле (рис. 4.3):
создание единой системы учета материального потока;
автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
сокращение времени обслуживания покупателей.

Рис. 4.3. Схема идентификации штриховых кодов в торговле