Результаты выполненного научного исследования обязательно должны быть доведены до широкой научной общественности. Это способствует ускорению научно-технического прогресса, позволяет сосредоточить силы и средства на решении первоочередных задач, а не повторять уже проведенные исследования.
Подготовку материалов к опубликованию рекомендуется проводить в такой последовательности.
Составляют план-проспект и систематизируют материал исследования, при этом строго придерживаясь положения о том, что второстепенные или опубликованные ранее сведения помещать не следует.
Подобранный материал располагают по разделам и подразделам. Излагают его в научном стиле, для которого характерны: ясность, точность словоупотребления, лаконизм, строгое употребление научной терминологии, логичность, глубокая взаимосвязь теоретических положений.
Применение в научно-исследовательских работах цитат должно быть обосновано – для подтверждения мыслей и предложений автора более авторитетными исследователями или в случае несогласия с ними для проведения предметной дискуссии.
Все цитаты приводятся по первоисточникам с указанием их авторов, наименования, источника и страницы, где эти высказывания находятся, и должны точно им соответствовать. При этом допускаются следующие отклонения цитаты от источника :
модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если они не являются индивидуальными особенностями автора или характерными признаками языковой эпохи;
пропуск отдельных слов, словосочетаний, фраз при условии, что мысль автора цитатами не будет искажена, а сам пропуск будет обозначен многоточием взамен этих исключений;
изменение падежей слов и словосочетаний в цитате для подчинения их синтаксическому строю фразы, в которую они включены.
Материалы, которые готовятся к опубликованию, печатаются на одной стороне листа бумаги формата А4 через два интервала, что обеспечивает возможность последующего редактирования и дополнения. Таблицы, схемы, рисунки могут печататься на листах формата А3.
После составления рукописи осуществляют ее описательное редактирование сначала автором работы, а потом – редактором издательства. На данном этапе сокращается второстепенный или добавляется необходимый материал, определяется количество и место в тексте таблиц и рисунков.
Основа редактирования – это критический анализ подготовленной к изданию (тиражированию) работы с целью улучшения содержания и формы. При редактировании основное внимание уделяется содержанию текста, точности и полноте фактов, которые приводятся, их новизны и связи с современной жизнью.
Важнейшими сторонами формы текста являются:
· композиция произведения – последовательность расположения составных частей текста, соединение всех его элементов в единое целое;
· рубрикация – распределение текста на структурные единицы (части, разделы, подразделы) для удобства читателя быстро найти нужный материал, раскрыть структуру произведения, показать связь и взаимосвязь разделов и подразделов;
· логика – соответствие мыслей, выводов и определений автора нормам логически правильного мышления;
· стилистика – точность и определенность в выражении мыслей;
· графика – качество и содержательная часть таблиц и иллюстраций, количество которых в научных отчетах не ограничено и определяется темой исследования и его задачами. В печатных изданиях (монографии, статьи)
допускается на один печатный лист 6–8 иллюстраций для научной литературы, 8–10 – для производственно-технической.
При редактировании текста необходимо обращать внимание на правильное построение фраз и грамматических оборотов, употребление необязательных, лишних слов. Многословие всегда затеняет основную мысль автора, ослабляет действенность печатной работы.
Осуществляя техническое редактирование, необходимо:
· обозначить в рукописи абзацы – части текста (сложное синтак-
сическое целое), представляющее собой смысловое единство и выделяемое отступом в первой строке;
· выделить специальными шрифтами отдельные слова и предло-
жения для разграничения части и элементов текста по значимости или структуре, предания дополнительного смысла без слов. При выделении используются шрифтовые и не шрифтовые приемы. К последним относятся: межбуквенные и межстрочные пробелы, уменьшение формата набора, отчеркивающие, подчеркивающие, обрамляющие линейки и т.п. ;
· проверить правильность написания терминов, символов, значков, особенно в математических и химических формулах;
· правильность оформления таблиц и иллюстраций.
Благодаря особенностям представления информации в форме таблиц значительно упрощается и ускоряется анализ того содержания, которое представляется читателю. При составлении таблицы особое внимание следует уделять соответствию по содержанию тематического заголовка и самой таблицы, заголовков граф ( строк ) и данных в них. Логическими частями таблицы являются:
Подлежащее – те явления, предметы в головке и боковине, которые характеризуются в таблице; сказуемое – их характеристика в программе.
Составленная таблица должна быть доходчива, выразительна, компактна, логична и экономична. Это достигается путем расположения рядом сопоставляемых граф и строк, их системным расположением, минимально возможным числом ярусов в головке и максимальным лаконизмом каждого заголовка .
Техническое редактирование - обязанность автора, а не редактора, ибо он в конечном счете несет ответственность за содержание материала.
Подготовка рукописи к опубликованию связана с многочисленными переработками и добавлениями, изложенными выше (первая ступень обработки рукописи). Через определенный промежуток времени (как правило, несколько дней или недель) рукопись перечитывается снова и оценивается с точки зрения читателя (вторая ступень). Далее следует детальное повторное прочитывание для выявления ошибок, унификации терминологии и обозначений, установления соответствия иллюстраций тексту (третья ступень).
Перед направлением рукописи на тиражирование производится её компьютерная верстка, задача которой – строгое соблюдение во всем издании единообразия в оформлении однотипных элементов, обеспечение наибольшей удобочитаемости и эстетичности Только после этого рукопись может быть направлена в издательство в двух экземплярах с приложением необходимых сопроводительных материалов (справки об авторах, рецензии и т. д.).
Если научная работа готовится в виде статьи в журнал, то она отправляется в редакцию оформленной в соответствии с требованиями, которые предъявляет данный журнал в виде памятки автору.
Постановлением Высшей аттестационной комиссии Украины [13] к содержанию научных статей определены такие требования: постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами; анализ последних достижений и публикаций, в которых начато рассмотрение данной проблемы и на которые опирается автор; формулирование целей статьи; изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов; выводы по выполненному исследованию и перспективы дальнейшего развития проблемы в данном направлении.
К статье прилагаются аннотации на украинском, русском и английском языках, акт экспертизы и рецензии, если это требуется, а также сведения об авторе(ах): фамилия, имя, отчество полностью, научная степень и ученое звание, место работы, должность, служебный адрес, телефоны, e-mail.
Статья, которая написана по результатам научно-исследовательской работы, проведенной в организации, обязательно должна сопровождаться письмом этой организации с просьбой о публикации.
Текст статьи подписывается автором(ами) и представляется в распечатанном виде в двух экземплярах и на электронном носителе на языке, определенном издательством журнала. Иллюстративный и графический материал должен быть пронумерован и выполнен в виде, пригодном для полиграфического воспроизводства.
Все научные работы, предназначенные для публикации, проходят предварительное рецензирование специалистами в данной области.
Рецензия – это небольшая статья, которая содержит анализ или оценку печатного труда. В ней подробно перечисляются основные вопросы, рассмотренные в работе, устанавливаются ее позитивные и негативные стороны, приводится резюме. При составлении рецензии рекомендуется такая последовательность изложения:
· обоснование необходимости (актуальности) темы исследования;
· оценка научного содержания (основная часть рецензии), языка и стиля научной работы;
· последовательность изложения результатов исследования;
· оценка табличного и иллюстративного материала;
· оценка объема рукописи изложения (рекомендации о сокращении или дополнении отдельных частей);
· общие выводы и итоговая оценка результатов исследования и целесообразности их опубликования.
Критика рецензента должна быть научно обоснованной, принципиальной, взыскательной, но вместе с тем доброжелательной, способствующей улучшению качества материала, предлагаемого к опубликованию.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Структура научной работы.
2. Формы представления статистического материала.
3. Иллюстрационный материал, его количество и качество.
4. Правила составления и оформления списка использованных литературных источников.
5. Аннотация и реферат. Назначение и отличие.
6. Основные требования к оформлению научно-технического отчета.
7. Измерение объема рукописи.
8. Уровни внедрения законченных научно-исследовательских работ.
9. Организация внедрения законченных научно-исследовательских работ.
10. Основные направления финансирования научных исследований.
11. Оценка эффективности прикладных исследований.
12. Оценка эффективности фундаментальных исследований.
13. Система показателей для оценки эффективности научных исследований.
14. Система показателей для оценки эффективности работы коллектива научной организации.
15. Роль и значение вузов в развитии научно-исследовательской работы.
16. Составление плана-проспекта для опубликования результатов научных исследований.
17. Редактирование текста научных исследований.
18. Требования ВАК к научным статьям.
19. Особенности публикации статей, выполненных в научных организациях.
20. Рецензирование материалов, подготовленных к публикации.
Вопросы к семинарному занятию
1. Структура и содержание разделов научной работы.
2. Оценка эффективности различных видов научных исследований.
3. Определение экономической эффективности конкретного научного исследования (решение задач).
4. Порядок подготовки научных материалов к опубликованию.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон України “Про основи державної політики у сфері науки и науково-технічної діяльності” від 13.12.1991 р. № 1978-ХII // Відомості Верховної Ради Украї ни.– 1991. – № 24.
2. Закон України “Про внесення змін до Закону України “Про основи державної політики у сфері науки і науково-технічної діяльності” від 01.12.1998 р. № 284-ХIV // Відомості Верховної Ради України.– 1999. – № 2-3. – С.18-33.
3. Закон України “Про вищу освіту” від 17.01.2002 р. № 2984-III // Офіційний вісник України. – 2002. – № 8. – Ст.327. – С.1-43.
4. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: «Моринт», 1998. – 1456 с.
5. Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1980. – 624с.
6. Методичні рекомендаціі щодо виконання та захисту випускних робіт студентами рівня «бакалавр» напрямку підготовки 0502 «Менеджмент» кваліфікаціі бакалавр з менеджменту. – Донецьк: ДИРСП, 2005,-37с
7.Методичні рекомендаціі щодо виконання та захисту дипломних робіт студентами рівня « специалист» напряму підготовки 0502 «Менеджмент» спеціальності «Менеджмент отрганізаціі». – Донецьк: ДИРСП, 2005,49с.
8. Крушельницька О.В. Методологія та організація наукових досліджень: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – 192 с.
9. Наринян А.Р., Поздеев В.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. – К.: Европейский университет, 2002. – 110 с.
10. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. – К.: Знання, 2001. – 113 с.
11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие длявузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.
12. Романчиков В.І. Основи наукових досліджень: Навч. посібник. – К.: ІЗМН, 1997. – 244 с.
13. Интеллектуальная собственность / Под общ. ред. Гребенкина С.С. – Донецк: РВВ ДонИЖТ, 2005. – 199с.
14. Воблый Г.К. Организация труда научного работника. – М.: Изд-во АН УССР, 1949. – 137с.
15. Бюллетень ВАК України. – 2000. – № 2.
16. Шейко В.М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності. – К.: Знання-Прес, 2002. – 295 с.
17.Общегосударственный стандарт. Общее требование к текстовым документам. – К.: Госстандарт Украины, 1996. – 37 с.
18. Наука Донецької області: Статистичний збірник № 10/231. – Донецьк: Донецьке обласне управління статистики, 2003. – 132 с.
19. Степко М. Вища освіта України: наступні етапи модернізації // Освіта України. – 2004. – № 54-55. – 13 липня. – С.4.
20. Степко М.Ф., Болюбаш Я.Я., Левківський К.М., Сухарніков Ю.В. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес // Освіта України. – 2004.– № 60-61. – 10 серпня. – С.7-11.
21. Ковальчук В.В., Моісєєв Л.М. Основи наукових досліджень: Навч. посібник, 3-є видан., перероб. і доп. – К.: ВД Професіонал, 2005. – 240 с.
22. Білуха М.Т. Основи наукових досліджень: Підруч. для вузів. – К.: Вища школа, 1997. – 271 с.
23. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века. – М.: Полит. издат. 1991. – 132 с.
24. Дрыгин В.И. Выдвижение идей и разработка гипотезы как важнейший фактор научного творчества // Человек науки и научно-технический прогресс. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1990. – С. 58-65.
25. Майданов А.С. Процесс научного творчества. Философско-методический анализ. – М., 1983. – 204 с.
26. Маригодов В.К., Слободянюк А.Л. Основы научных исследований. – Севастополь: Севастопольский ГТУ, 1999. – 240 с.
27. Поддубная Л.П., Заикина О.О. Основы научных исследований: Опорный конспект лекция для студентов специальности «Менеджмент организаций», специализаций «Менеджмент на рынке товаров и услуг», «Менеджмент таможенного дела». – К.: КНТЕУ, 2002. – 121 с.
28. Радонисельский М.І. та ін. Науково-дослідна робота: планування, організація, технологія: Навч. посібник для студ. економ. спец. – Вінниця: ВДТЕУ, 1999. – 60 с.
29. Тюрина В.А., Ващенко И.В. Основы методологии и методики научного исследования: Учеб. пособие. – К.: ООО «Международное финансовое агентство», 1998. – 44 с.