Экономическая история демонстрирует, что инфляционное обесценение денег является фактором, постоянно сопутствовавшим развитию товарно-денежных отношений.
Когда в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными.
Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах.
Единственный пример сильного и общего обесценения денег в эпоху обращения золотых и серебряных монет - это "революция цен" в Западной Европе XVI – XVII веков, вызванная огромным притоком драгоценных металлов из Нового Света.
Когда в XVIII - XIX веках на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.
Примером наиболее катастрофической инфляции называют послевоенную Германию 1920-х. В 1922 году уровень цен в Германии за год составил 5470%, в 1923 году положение еще более ухудшилось - цены увеличились в 1300 000 000 000 (1300 млрд) раз. Цены росли так быстро, что официанты меняли их в меню несколько раз за время обеда посетителя.
Во 2-й половине ХХ века в развитых странах мирного времени инфляция стала превращаться в постоянное явление. Наряду с постоянной относительно невысокой инфляцией наблюдались и «вспышки» роста цен, связанные с какими-либо кризисными процессами (например, стагфляция 1970-х - сочетание спада производства с сильным ростом цен).
Различия инфляции в разных странах современного мира отражают во многом различия их общего экономического развития. Так, в 1990-2000-х инфляция в Японии была одной из наименьших - около 0,5%, в то время как в Румынии она составляла около 300%, а в Анголе - 4145%. Быстро росли цены в постсоциалистических странах: переход от командной экономики к рыночному хозяйству вызывал «скачок» цен в связи со сменой подавленной инфляции открытой.
Термины:
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО — хозяйство, удовлетворяющее свои потребности за счет собственного производства.
Товарное производство - это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.
ТОВАР — 1) любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями.
Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
УСЛУГИ — виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.
СТОИМОСТЬ — 1) цена товара; 2) затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ; 3) в трудовой теории стоимости — овеществленный в товаре труд (меновая стоимость).
ПОЛЕЗНОСТЬ — удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами.
ЦЕННОСТЬ — 1) значимость товара, вещи, продукта, актива для потребителя; будучи измененной в денежном выражении, получает название "стоимость"; 2) вещь, обладающая ценностью, ценная людьми.
ДЕНЬГИ — особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
ОБРАЩЕНИЕ ДЕНЕЖНОЕ — 1) непрерывное движение денег в ходе их использования как средства оплаты труда, услуг, покупки товаров, осуществления расчетов и платежей, выдачи пособий, возврата долгов; 2) совокупность всех платежных средств, используемых в стране в определенный период времени (величина денежного обращения).
ЦЕНА — фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара.
ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
ИЗДЕРЖКИ — выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров.
ПРИБЫЛЬ — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей.
ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения.
НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ — 1) среднеотраслевой уровень прибыли на вложенный капитал, которая может быть получена при использовании капитала, например, при реальном инвестировании