В данном издании представлены три статьи А.Лэнгле:
1. «Грандиозное одиночество: нарциссизм с точки зрения экзистенциально-аналитической антропологии» — статья, в основе которой лежит доклад, прочитанный 26 апреля 2002 в Конгресс-Центре г. Зальцбург на Международном конгрессе о нарциссизме Общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-international), под названием: «Моя самость — твоя проблема. Нарциссизм в интеракции и терапии». Опубликовано в журнале «Existenzanalyse», 2002. № 19 (2-3)S. 12-24. На русском языке впервые опубликовано в Московском психотерапевтическом журнале (гл. ред — Т.В. Снегирева). 2002. № 2 (33).
2. «Жить аутентично: как несмотря ни на что быть самим собой» — статья, опубликованная в журнале «Existenzanalyse», 1999. № 1. S. 26-34. На русском языке публикуется впервые.
3. «Психотерапия: научный метод или духовная практика» — статья, опубликованная в: Schmidinger H. (Hrsg.) (2001). Geist – Erfahrung – Leben. Spiritualität heute. Innsbruck, Tyrolia, S. 177-206. На русском языке впервые опубликовано в Московском психотерапевтическом журнале 2003. №2 (37).
В первой статье речь идет о проблеме самоценности, внешних и внутренних предпосылках ее развития, соотношении Я и Person, концепции Person, а также о нарциссизме как нарушении личности, связанном с отсутствием доступа к Person.
Во второй статье рассматривается сложная и чрезвычайно актуальная сегодня как в психотерапии, так и в академической психологии личности проблема аутентичности.
В третьей статье ставится вопрос о соотношении персональной психотерапии и религии.
Все вместе работы составляют довольно полную картину теории личности в экзистенциальном анализе. Не раскрывается в достаточной мере лишь понятие Самость, для его анализа необходимо обратиться к теории эмоций А.Лэнгле, а это задача будущих изданий.
[1] После Первой мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), а в период Второй мировой войны – во Франции (Ж-П. Сартр, Д. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар), и лишь в 60-е годы — в США (У..Лоури, У.Баррет, Дж.Эди).
[2] Основоположниками американского персонализма были Б. Боун, Дж. Ройс, а также Дж. Хауисон, М. Калкинс и др. Французские персоналисты по главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа группировались вокруг журнала «Esprit» (1932).
[3] «Я страдаю, значит, я существую. Это вернее и глубже декартовского cogito» - пишет Бердяев в книге «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947).
[4] Термин чувство исполненности не слишком хорошо звучит по-русски, его могло бы заменить словосочетание «чувство глубокого удовлетворения», если бы не ироничный оттенок, который оно по историческим причинам получило. Важно, что исполненность – это не просто и не обязательно получение удовольствия или удовлетворение потребности, скорее, – переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого, с одной стороны - своей сущности, и, с другой, обстоятельствам.
[5] В этой сознательной отдаче себя делу, работе, людям легко видеть параллели с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Франкл и Леонтьев были людьми одного поколения, возможно, такой радикальный отказ от себя был веянием этого трудного времени, следствием пережитых социальных драм, а, возможно, и этическим принципом жизни. Вспомним созданную в конце 20-х годов концепцию «абсолютного-себя-исключения» как критерий нравственного поступка у М.М.Бахтина .
[6] Логотерапия – созданная В.Франклом психотерапия смыслом – помогает человеку найти смысл в чрезвычайных ситуациях, которые кажутся безвыходными.
[7] Нужно уточнить, что экзистенциальный анализ Алфрида Лэнгле – это не только теория личности, но также теория эмоций, концепция четырех фундаментальных мотиваций и т.д.
[8] Кстати, этим методом пользуется и тот ученый, который работает в объективистской парадигме, порождает гипотезы, которые затем проверяются в эксперименте. Диалог методов, субъективных и объективных, продолжался весь XX век, он не закончен и сегодня, особенно в академической среде, отличающейся консервативностью.
[9] цит. по Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры», М.: Искусство, 1984. С.305
[10] Этот особый тип страдания на фоне социально приемлемой и вполне благополучной жизни нам хорошо известен, хотя бы по романам Достоевского и Толстого.
[11] Франкл В. Духовность, свобода и ответственность. // Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 93
[12] Там же. С 51
[13] Там же. С 51.
[14] Виктор Франкл состоял в переписке с мэтром, был ему хорошо известен, Фрейд даже рекомендовал к публикации некоторые его статьи.
[15] Боуэн М. Духовность и личностно-центированный подход / Вопросы психологии №3-4, 1992.
[16] Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. Психология личности» / Вопросы психологии, 2003.
[17] Формированием этой сферы в психоаналитической традиции интересуется теория объектных отношений.
[18] Первой – потому что в ней идет речь о том, чего я не пожелал бы себе и другому в жизни. Самость же включает не только ценное, утверждению которого ты готов способствовать, но и неценное, чего не должно быть. И то, и другое - важное.
[19] Материалы семинаров по экзистенциальному анализу, проведенных А.Лэнгле в Москве (1999-2004) .
[20] Там же.
[21] Längle A (1993) Personale Existenzanalyse. In: Längle A (Hrsg) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. GLE-Verlag, Wien, 133-160.
[22] К.Ясперс: «Мы не можем сделать себе свободу – она дарится нам. Мы не свободны по причине себя самих, мы получаем себя в нашей свободе себе в подарок и не знаем откуда. Не через себя самих мы есть, дело обстоит таким образом, что мы не можем хотеть нашу волю, что мы не можем планировать то, чем мы сами являемся в нашей свободе, что в значительно большей степени исходом всех наших планов и желаний является то, в чем нам нас дарят» (Chiffren, 1984, S. 48).
[23] Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. / Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С.185
[24] Флоренский П.А. Иконостас. М.: АСТ, 2003. С. 31
[25] Там же, с. 33
[26] «Лик по-гречески называется идея, эйдос, следовательно лик означает духовную сущность». - Там же. С.32
[27] «Вот почему как немецкие предания, так и русские сказки признают нечистую силу пустою внутри, корытообразной или дуплообразной, без станового хребта – этой основы крепости тела, лже-телами и, следовательно, лже-существами; напротив, бог начала реальности и блага Озирис, изображался в Египте символом джеду, в котром усматривают как основное значение, схематически изображенный становой хребет Озириса: злое и нечистое лишено хребта, то есть субстанциональности, а доброе реально, и хребет есть самая основа его бытия» (Там же. С.34).
[28] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1, 1990. С. 83
[29] Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Фолио, 2003. С.9.
[30] Там же. С. 12.
[31] Там же. С. 13.
[32] S.Krivtsova, M.Chazanova Empathie in der Begrifflichkeit des klienten-zentrierten Zugagngs aus Sicht der Existenzanalyse. In Existenzanalyse, 1, 2004. s. 42-47.
[33] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979. С.293
[34] Цит. по Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер, А.А., Пузырея. М., 1982. С. 255.