Мы уже упоминали, что этимология Person имеет толкование с латинского как «неделимая в своей сущности» «per se una». Однако известны и два другие варианты: реrson переводится как «маска», а также– «звучащая сквозь» («per sonare»).
Первое и третье определения оказываются феноменологически точными, а вот второе — «маска» — кажется чем-то противоположным сущности понятия, однако его этимологию углубляет русский религиозный философ и культуролог Павел Флоренский. Для него Персона —лик Божий, который просвечивает, звучит, сквозь мирское, человеческое: «Тогда лицо получает четкость своего духовного строения, в отличие от простого лица, … не в силу внешних себе мотивов и не в изображении, а самой своей вещественной действительности и сообразно глубочайшим заданиям собственного своего существа. Все случайное, обусловленное внешними этому существу причинами, вообще все то в лице, что не есть само лицо, оттесняется здесь забившей ключом и пробившейся через толщу вещественной коры энергию образа Божия: лицо стало ликом. Лик есть осуществленное в лице подобие Божие».[24] . Обращаясь к значению «маска», он пишет: «В древности существовало сакральное назначение масок, и соответственно смысл слов larva, persona, был иным, ибо тогда маски вовсе не были масками, как мы это разумеем, но были родом икон. Когда же сакральное разложилось и выдохлось, а священная принадлежность культа была омирщена, то тогда из этого кощунства в отношении античной религии, и возникла маска в современном смысле, т.е. обман тем, чего на самом деле нет, то есть мистическое самозванство»[25]. Реrsona для Флоренского — это свет, лик[26], то, что проглядывает сквозь лицо, сквозь внешнее, а икона — это то, что облегчает доступ к образу Божьему, а следовательно и к собственной персональности.
Флоренский указывает, что понятием, противоположным Person по сути, в русской традиции является замаскированная подо что-то иноепустота[27].
От корня person во всех европейских языках произошло понятие «личность» — personality (англ.), personalitat (нем.). «Дать понятие личности невозможно, — ибо тем-то она и отличается от вещи, что в противоположность последней, подлежащей понятию, и поэтому “понятной”, она “непонятна”, выходит за пределы всякого понимания, трансцендентна всякому понятию»[28] — пишет П.А. Флоренский в 1912 году.