русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Социальный контроль над конфликтными ситуациями


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 926; Нарушение авторских прав


 

Конфликт, как показывают социологи, является фактором проявления одного из важнейших законов – закона единства и борьбы противоположностей.

Отсутствие конфликтов выступает фактором застоя, отсутствия развития. Значит, общество без конфликтов существовать не может.

Социальный конфликт – это естественный элемент существования любого коллектива. Он представляет собой требующее разрешения назревшее противоречие в социальной среде.

Главное – использовать конструктивную силу конфликта и минимизировать его разрушающий потенциал.

Контроль над развитием конфликта, управление им, определение его реальных границ, деловой зоны помогут локализовать конфликт, не допустить его расширения.

Лучший способ регулирования социального конфликта – его предупреждение, умение действовать превентивно.

 

Для выработки практических рекомендаций по разрешению социального конфликта необходимо определить, как минимум, следующее:

– участники конфликта и их роль в конфликте, в том числе: конфликтующие стороны, провокаторы конфликта, организаторы, активисты, пассивные сторонники, посредники конфликта;

– мотивировки конфликтующих сторон, то есть объяснения причин конфликта, которые дают непосредственные его участники;

– повод, то есть событие, которое предшествовало конфликту, и было его предлогом;

– цели конфликтующих сторон (задачи, которые они хотят решить с помощью конфликта);

– степень соответствия целей конфликтующих сторон их интересам;

– интересы конфликтующих сторон;

– система объективных и субъективных причин конфликта, а также его первопричина;

– функции социального конфликта относительно его участников и той социальной системы, элементами и структурами которой они являются;

– этап конфликта;

– стратегия и тактика конфликтующих сторон;

– эмоциональный фон конфликта и возможности его нормализации;



– круг вопросов, по которым возможно сближение позиций конфликтующих сторон;

– подходящая модель разрешения данного конфликта (компромисс, одностороннее подавление, интегративный способ).

 

Наиболее часто применяемые для разрешения или урегулирования социальных конфликтов методы:

Уход от конфликта: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» развивающегося конфликтного действия физически или психологически. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта и отсутствия следствий от самого уклонения. Показания к применению такого метода – очень высокая цена и издержки данного конфликта.

Метод сглаживания используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычки членов коллектива к идеологическим моделям действия. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы: «Мы одна общая семья».

Метод «скрытых действий» применяется в том случае, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения руководства, в скрытых средствах его регулирования.

Метод «быстрого разрешения»: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки. Его использование обосновывается лимитом времени, желанием обеих сторон участвовать в поиске наиболее эффективных соглашений, вероятностью минимизации издержек при решении социального конфликта.

Метод «компромисса»: обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений. Суть метода – управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственного участия (переговоров) сторон.

Метод «сотрудничества»: соперничающие стороны стараются найти оптимальное решение конфликтной ситуации.

Метод «силы»: стремление одной стороны навязать решение другой. Зачастую наиболее сильная сторона стремится заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот метод эффективен при условии, если одна сторона имеет значительный перевес.

В целом методы управления развитием конфликта можно классифицировать на:

1) организационно-административные – базируются на воздействии на конфликтующие стороны законов, указов и распоряжений, то есть документов, регламентирующих и ограничивающих агрессивные действия субъектов конфликта;

2) экономические – к ним относятся разнообразные способы воздействия на участников конфликта посредством материальных и финансовых стимулов, работы с их экономическими интересами и потребностями;

3) социально-психологические – понимается деятельность по корректировке поведения участников конфликта.

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта можно назвать следующие:

- превентивный метод ухода от конфликта – уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта;

- метод переговоров, позволяющий снизить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;

- метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или, по крайней мере, найти компромисс;

- арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;

- метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта. Иногда оттягивание принятия решения приводит к самопроизвольному снижению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным.

Отметим наиболее распространенные формы социального контроля над конфликтными ситуациями, практикуемые противостоящими сторонами в повседневной практике.

1. Своевременная диагностика причин конфликта.

2. Взаимный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах сторон конфликта, переговоры, рассмотрение альтернативных ситуаций, избежание конфликта.

3. Взаимное воздержание от применения силы и угроз, уход с политической арены одной из сторон.

4. Подключение арбитров, посредников, примирителей, третейского разбирательства, рекомендации которых ведут к компромиссу.

5. Использование правовых норм, процедур, сближающих позиции сторон конфликта.

6. Откладывание конфликта, создание делового партнерства, доверия как гарантий предотвращения конфликтов.

7. Поиск консенсусов, создание атмосферы солидарности через образование и воспитание, через регулирование социальных процессов.

Социологи отмечают, что при разрешении, устранении конфликтов допускаются ошибки. Наиболее заметные из них:

– превращение переговоров в процесс подсчета очков, набранных сторонами;

– поиск, кто прав и кто виноват;

– отказ от подхода «давайте говорить по делу»;

– оценка переговоров как провалившихся, когда они заходят в тупик;

– смешивание упорства в переговорах с упрямством;

– непонимание манипуляций – как собственных, так и другой стороны;

– рассматривание перерыва в переговорах как признака слабости;

– видение совместного поиска решений как отступления другой стороны.

 

Таким образом, отметим, что ни одному обществу, как показывает практика, не удалось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться минимизировать негативные последствия конфликтов.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните, в чем состоит сущность конфликтов.

2. Раскройте причины и сферы конфликтов.

3. Раскройте содержание конфликтов в современной России.

4. Назовите конфликтные ситуации, наблюдаемые вами в обществе.

5. Покажите, какими путями можно разрешать конфликтные ситуации.

6. В чем опасность скрытых затяжных социальных конфликтов? Приведите пример.

7. Влияет ли на появление конфликтов усложнение общества, всех сторон его жизни

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способствуют созданию новых социальных институтов. | Рефераты


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.