русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Программа исследования. Объект. Предмет


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 781; Нарушение авторских прав


 

Объектом социологического исследования является социальная реальность, существующая объективно. Это может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, общественные отношения, ситуации, противоречия, трудовые коллективы и многое другое.

Предметом исследования является та сторона социальной реальности, которая подлежит изучению. Если объект исследования – то, что содержит противоречие, то предмет – это те свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Это могут быть идеи, свойства, характеристики, присущие отношениям, объектам, коллективам.

Исследования начинаются с их подготовки: обдумывания целей, составления программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки.

Далее идет этап сбора первичной социологической информации, то есть необобщенных сведений.

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на персональном компьютере (ПК), составление программы обработки, обработка на ПК.

И заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного аналитического отчета по итогам исследования, формулирование выводов и выработка рекомендаций для заказчика.

Исследования могут быть:

разведывательные – зондажные, пилотажные, выясняющие качество анкеты. Они проводятся с целью получения первичной (или дополнительной) информации о предмете исследования, который должен быть изучен основательно. Такое исследование предваряет глубокое изучение проблемы, уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка;

описательное социологическое исследование – используется при изучении больших общностей людей, для установления связи между сторонами изучаемых явлений, в итоге дает подробную характеристику изучаемых предметов;

аналитическое социологическое исследование помогает раскрывать причинную обусловленность установленных связей, структуру изучаемого явления, количественные и качественные его параметры. Эти исследования направлены на получение новых теоретических знаний о сущности, функциях предмета исследования, а также закономерностях его развития.



Описательные, аналитические, социологические исследования для реализации одних и тех же целей, по одним и тем же программам, с использованием одного и того же инструментария могут проводиться несколько раз. Такие исследования, начиная со вторых, называются повторными социологическими исследованиями. Эти социологические исследования бывают разных видов: интервальные, периодические, лонгитюдные и т. д.

Интервальные социологические исследования нередко называются панельными. Периодические исследования позволяют проследить динамику социального объекта через определенные промежутки времени – через год, два, три, пять. Лонгитюдными называются такие исследования, которые ведутся в течение длительного времени за одним и тем же контингентом людей, за одной и той же их общностью.

Повторные социологические исследования часто вместе с тем являются сравнительными. Сравнительное социологическое исследование – это такой вид социологического исследования, при котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, полученной:

а) в разные периоды исторического развития;

б) в разных социальных подсистемах…;

в) разными авторами или исследовательскими коллективами;

г) разными методами сбора или измерения данных.

Сравнительные социологические исследования проводятся для подтверждения или опровержения полученных ранее (или другими исследователями) данных, для установления сходства и различия явлений, протекающих в разных условиях.

Социологические исследования всех видов включают в себя два основных этапа: подготовительный и собственно исследовательский. На первом этапе определяется заказ на конкретное исследование, предварительно формулируются цель и задачи этого исследования, определяются сроки его выполнения, рассчитываются финансовые и материальные затраты. Второй этап социологического исследования – это процесс разработки и реализации его программы. Он начинается с определения проблемы, написания программы и завершается отчетом о реализации программы исследования. Этот этап социологического исследования складывается из нескольких стадий: разработка программы, полевые исследования, подготовка собранной информации для обработки и анализа, обработка полученных данных, анализ, обобщение и интерпретация полученных данных, подготовка отчета об исследовании.

При проведении всех видов социологических исследований чрезвычайно важное значение имеют их методология, методика, техника.

Любое исследование начинается с гипотезы – то есть научного предположения, выдвигаемого априори (заранее) для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо либо подтвердить, либо опровергнуть.

Для проведения исследования определяется выборка. Выборка есть отбор единиц опроса с тем, чтобы отобранные единицы представляли микромодель целого и содержали его характеристику, в том числе по полу, образованию, квалификации, национальности.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, документы), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию) есть единицы анализа (человек, семья, группа, коллектив).

Выборка идет этапами: трудовой коллектив, предприятия, учреждения, город, деревня. Из них отбираются типичные, имеющие признаки других.

Механическая выборка – отбор респондентов через 10, 20, 50, 100 и т. д. Промежуток между отбираемыми есть шаг отбора (выборки).

Серийная выборка – генеральная совокупность делится на однородные части (серии) пол, возраст. Число респондентов серии пропорционально числу элементов в ней.

Метод гнездовой выборки – отбираются целые группы или коллективы, где проводится сплошной опрос.

Стихийная выборка – почтовый опрос читателей газет, телезрителей. Выводы распространяются лишь на опрошенных.

Метод основного массива – опрашиваются 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки. Квота – часть, приходящаяся на каждого, то есть определяется, какая часть респондентов приходится, например, на людей с высшим, средним образованием, уровнем квалификации, то есть респонденты отбираются целенаправленно с соблюдением квот.

Программа исследования – это документ, излагающий общую концепцию исследования, процедуры исследования, задачи исследования. Она имеет теоретическую часть (проблема, неопределенность, противоречие, задача, гипотеза). Также в ней имеется методологический раздел – приемы, методы, способы сбора данных и описания результатов. Организационная часть представляет план деятельности исследователей на всех этапах работы.

Рабочий план – это перечень, схема действий социологов в данном исследовании с распределением времени, материальных затрат, сетевым графиком.

Примерный план исследований, перечень его составляющих: формирование исследовательской группы; разработка и обсуждение программы исследования; разработка инструментария; расчет выработки; пилотаж и внесение корректив; размножение методологического инструментария; инструктаж участников исследования; командировочные, билеты; исследование; прием итогов (инструментария); подготовка к обработке на ЭВМ; обработка; анализ результатов; подготовка научного отчета, бюллетеня; подготовка докладов в архив.

 

3. Основные методы социологических исследований

 

Опрос

Опрос представляет собой вопросно-анкетный метод сбора социальных данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Разновидности опроса:

1) анкетирование – опосредованный, письменный опрос;

2) интервью – непосредственный, устный опрос;

3) экспертный – опрос компетентных лиц;

4) социометрический – выявление социально-психологических проявлений межличностных отношений.

Варианты опроса: личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный); индивидуальный или групповой; свободный или формализованный, фокусированный (направленный); устный или письменный; сплошной или выборочный; по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса: социолог, конструирующий инструментарий; анкетер или интервьюер; анкета или план интервью; ситуация опроса; респондент; социальная реальность.

Основные фазы опроса: 1) адаптация, обращение, начало опроса; 2) сбор основной информации; 3) завершение опроса.

Поведение респондента при опросе: восприятие информации, содержание инструментария; переработка информации, понимание, воспроизведение; ответы на вопросы, выбор ответа; фиксация ответа.

Классификация вопросов

1) по содержанию – о событиях, фактах, о мнениях, мотивах, оценках;

2) по форме – прямые, косвенные;

3) по структуре – открытые закрытые;

4) по функциям – ловушки, фильтрующие, контрольные, основные, контактные

Разновидности вопросов:1) вопросы дихотомия (да, нет, затрудняюсь); 2) открытый вопрос; 3) закрытый вопрос с набором альтернативных ответов; 4) закрытый вопрос с произвольным выбором ответов; 5) закрытый вопрос с набором альтернативных шкальных ответов (удовл., скорее удовл., скорее не удовл., совсем не удовл., затрудняюсь ответить); 6) закрытый вопрос табличного типа; 7) вопрос фильтр - задача: уточнение адресата, от которого ожидается информация (есть ли вопросы к руководству, задаете ли Вы их, удовлетворены ли ответом, если не задаете то почему?) 8) Контрольный вопрос – задача: проверить правильность ответов на основные вопросы между контрольными вопросами, добавить 3-5 промежуточных; Довольны ли своей работой? Хотите перейти на другую работу? 9) вопрос - ловушка – задача: - проверка искренности, правдивости ответа респондента; 10) тест на информированность. Укажите, какие из названных суждений истинны, какие нет; 11) тест – незаконченное предложение. Когда мне предлагают голосовать за ..., то ....



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественное мнение. Социологические исследования | Композиция анкеты


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.