Наиболее целесообразным я считаю нижеследующую группировку социологов в отдельные течения. В зависимости от того, какие явления признаются тем или иным социологом, лежащими в основе социальных явлений, можно различить три основные школы:
1) биологическую,
2) психологическую,
3) автономно- социологическую.
Биологическая школа, в лице отчасти Спенсера, а в особенности в лице Новикова, Лилиенфельда, Иоффе и др., утверждает, что социальные явления по своей природе есть явления биологические, что общество – это организм, что социальные процессы тождественны с биологическими процессами, что, наконец, первые следует объяснять принципами и законами биологии. Короче, согласно биологистам, социология есть лишь глава биологии.
В отличие от этого направления психологическая школа в социологии выдвигает иное положение. Она в лице Тарда, Уорда, Болдуина и множества других социологов настаивает на психической природе общественных явлений. Согласно ей, общество само по себе есть психическое явление; его «думою» является обмен идеями, чувствами, волевыми устремлениями, то есть чисто психическими актами. Вне их – нет общества. Вот почему социальные законы суть законы человеческой психики; вот почему основой социологии должна быть психология, вот почему авторы этой школы пытаются все социальные явления объявлять данными индивидуальной или массовой психологии.
Наконец, автономно-социологическая школа расходится с обоими очерченными направлениями. В лице Дюркгейма, Леви-Брюле, Де-Роберти, Зиммеля и др. она выдвигает тезис полной автономности социологии и своеобразности социальных явлений.
Такова одна классификация современных социологических течений. Рядом с нею может быть дана и другая, кладущая в основу своего деления принцип «фактора» или той силы, которая данным социологом признается главной причиной общественных явлений, действием которой он объясняет все социальные процессы.
С этой точки зрения все социологические теории можно разделить на две основные группы:
1) на теории, пытающиеся все общественные явления свести и объяснить действием одного фактора или, по меньшей мере, выделяющийся из ряда многих факторов один главный и основной. Будем называть их теориями монистическими;
2) на теории, которые объясняют общественные явления действием многих факторов и не выделяют из них ни одного в качестве главного. Это будут теории плюралистические.
Источник: Руденко Р.И. Практикум по социологии / Р.И. Руденко. – М., 1999. – С. 157-159.
Прочтите взгляды неопозитивистов на содержание и понятия социологии и отметьте, согласны ли вы с их утверждением.
Сообразно утверждениям неопозитивистов, составными частями социологии должны быть:
1) история наук и основанная на ней теория познания;
2) история религии и философских систем и основанная на ней теория миропонимания;
3) история изящных искусств и построенная на ней теория той формы истины, которую люди зовут красотой, или еще теория эстетического отношения к природе, включая в последнюю и человека;
4) история техники, в обширном смысле слова, история полезных и прикладных искусств (промышленности, а также политики, управления, суда и т. п.) и построенная на ней теория действия или поведения (разумеется, более или менее нравственного, то есть общественно и лично целесообразного).
Источник: Социология в России XIX–начало XX веков. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1997. – С. 162.