Эмиль Дюркгейм (Durkheim) — французский социолог, развернуто обосновавший теоретические, методические и методологические принципы структурно-функционалистской парадигмы, внесший особый вклад в институализацию социологии как науки, в превращению ее в учебную дисциплину и профессию.
Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале (Франция) в семье потомственного раввина. Образование будущий ученый получил в различных учебных заведениях Франции и Германии. В 1887 г. он становится преподавателем Бордоского университета, где им были предложены курсы социальной науки и морали. С 1902 г. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет социологическую кафедру.
Дюркгейм не избежал влияния социалистических идей, весьма популярных в то время. Однако, по его мнению, социализм имеет не столько экономическое, сколько моральное основание. В социализме ученый видел движение, нацеленное на моральное возрождение общества посредством научной морали. Дюркгейм имел в виду, прежде всего, моральные принципы, выявленные и обоснованные учеными-социологами.
Дюркгейм в науке был очень плодотворен. Среди его работ: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство. Социологический этюд», «Социология образования», «Ценностные и «реальные» суждения», «Материалистическое понимание истории», «Представления индивидуальные и коллективные», «Педагогика и социология», «Социология и социальные науки» и др.
Э. Дюркгейм считается классиком социологии. Его произведения стали всемирно известными. Они издавались в России, в европейских странах и в Америке, но влияние их оказалось разным. В нашей стране многие из его работ были изданы до революции 1917 г. Теоретические конструкции целого ряда российских социологов того времени — Л. Мечникова, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. — строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма. Однако его своеобразные идеи социализма, либерализма, эволюционного развития, решающей роли общественного разделения труда в прогрессе общества в нашей стране не были востребованы. Политические теории, согласно которым можно скачком обрести счастье и свободы, взяли верх, и на долгое время труды Дюркгейма были забыты и находились в спецхранилищах. Лишь в 90-е годы XX в. они в новых редакциях и переводах стали доступны массовому читателю.
В Америке, напротив, наряду с теорией и методологией структурного функционализма были востребованы и идеи либерализма. По существу на плечах Дюркгейма стоит современный структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Практически все исследования современных социологов, посвященные проблемам социального согласия, порядка, основываются на дюркгеймовских традициях.