Методы науки– это совокупность основных познавательныхприемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания, постигается предмет науки.
Методы социологии – это пути, средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.
Методы социологии – это правила социального познания, технологический принцип изучения объекта и его предметных областей (состояний и свойств).
Особенности социологических методов заключаются в том, что они: научные; объективные, то есть, основаны на изучении конкретных фактов, явлений; реализуются специфическими способами – посредством различных видов социологических исследований.
Основополагающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, мировоззренческие методы, философские, которые выражают наиболее универсальные принципы. Всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями (всеобщая связь, взаимозависимость и развитие явлений, закономерности, отношения причины и следствия, переход количественных явлений в качественные, единство и борьба противоположностей, диалектика единичного, особенного и общего, отрицание отрицания.
Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: наблюдение, описание, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, факторный анализ, системный анализ.
Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические, кибернетические и др.)
1. Социально-философский метод. Используется в целях общего подхода к изучению, познанию, анализу и рассмотрению общества как единого организма.
2. Структурно-функциональный метод используется для анализа, рассмотрения общества через сферы – экономическую, политическую, духовную, культурную, социальную, национальную, религиозную; через субъекты – личности, классы, нации, семьи. Согласно этому методу, названные факторы рассматриваются как подсистема, выясняется их место и роль в обществе как целостной системе, их действия и взаимодействия, то есть этот метод рассматривает общество с точки зрения структуры, функционирования, развития всех его элементов.
3. Сравнительный метод. Данный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций, религий.
4. Методы, формирующие социологическое знание, а именно: факты, гипотезы и теории. Здесь особо выделяются методы:
– выборочного и полевого обследования;
– компаративно-историческое исследование и эксперимент;
– диалектический метод;
– наблюдение включенное и не включенное;
– опросы – интервью, анкетирование;
– статистические и методические методы;
– количественный и качественный анализ содержания;
– доказательства;
– наблюдение;
– специфический анализ документов + контент-анализ.
Социология также использует методы: субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя), объективный, статистического анализа, позитивный (научно-инструментальный), исторический, научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов).
В процессе развития социологии существенно изменился ее методологический инструментарий благодаря ряду обстоятельств:
– произошло осознание качественного усложнения процесса развития общества; появились новые методы сбора и анализа данных, служащих созданию широкой эмпирической базы; внедрение в практику привычного обобщения эмпирических данных (итогов массового опроса, наблюдения, анализа документов, экспериментов). Выбор метода исследования стал все более зависеть от спецификации объекта и задач исследования.