русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВАЛЮТНЫЙ КУРС


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1389; Нарушение авторских прав


· изменение во вкусах потребителей приводят к увеличению экспорта или импорта товаров и услуг, что вызывает изменение в спросе на иностранную валюту

· активная торговля политики государства, изменяющая экспорт и импорт товаров, соответственно спрос и предложение валюты

· эластичность спроса на импортные товары

· относительные изменения в доходах; все факторы, приводящие к росту национального дохода, может способствовать снижению валютного курса

· инфляция и рост денег в обращении проводят к понижению обменного валютного курса

· величина относительных реальных процентных ставок; факторы, вызывающие прилив капитала в страну (рост процентной ставки), будут содействовать повышению курса национальной валюты

· государственное макрорегулирование экономики: использующие официальных валютных резервов, торговая политика, валютный контроль и рационирование на валютном рынке, финансовая и денежно-кредитная политика

 

 

Тесты для контроля знаний:

1. Международная торговля является взаимовыгодной, если:

а) одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве одного товара , а вторая - абсолютным преимуществом в производстве другого товара;

б) страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара;

в) страны обладают сравнительными преимуществами в производстве каких-либо товаров;

г) все предыдущие ответы верны.

2. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет:

а) к снижению внутренней цены товара;

б) к увеличению потребления этого товара;

в) к снижению производства данного товара внутри страны;

г) к потерям бюджета;

д) все предыдущие ответы верны.

3. Соотношения между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени,- это:



а) торговый баланс;

б) платежный баланс;

в) государственный бюджет.

4. Валютный курс определяется следующими факторами:

а) покупательной способностью денежной единицы;

б) темпами инфляции;

в) состоянием платежного баланса;

г) уровнем процентной ставки;

д) степенью доверия на мировых валютных рынках;

е) все предыдущие ответы верны.

5. Использование иностранных работников предпринимателями данной страны обусловлено:

а) наличием безработицы в данной стране (да/нет);

б) использованием более дешевой и неквалифицированной рабочей силы (да/нет);

в) стремлением снизить общий уровень з/пл в стране за счет более низкой оплаты труда иммигрантов (да/нет);

г) получением дополнительной продукции или услуг, создаваемых иностранными квалифицированными работниками в стране пребывания (да/нет);

д) получением выгод от привлечения кадров, подготовка которых очень сложна или невозможна в принимающей стране (да/нет);

е) низким уровнем рождаемости и нехваткой собственной рабочей силы (да/нет).

6. Как влияет на курс валюты данной страны рост ее импорта:

а) прямо;

б) обратно?

7. Как влияет на курс валюты данной страны динамика учетной ставки процента:

а) прямо;

б) обратно?

8. Как влияет на экспорт снижение курса валюты данной страны:

а) прямо;

б) обратно?

9. Как влияет снижение курса валюты данной страны на ее импорт:

а) прямо;

б) обратно?

10. Как влияет на курс валюты данной страны динамика внешних расходов ее государственных структур:

а) прямо;

б) обратно?

11. Что наиболее благоприятствует хозяйственной деятельности любой страны:

а) рост курса ее валюты;

б) его снижение;

в) его стабильность?

12. Каковы действия центрального банка по отношению к учетной ставке при необходимости повысить курс национальной валюты:

а) ее увеличение;

б) уменьшение?

13. Что нужно предпринимать в части валютной интервенции, чтобы понизить курс национальной валюты:

а) продавать инвалюту;

б) скупать инвалюту?

14. При каких условиях достижима эффективная внешняя конвертируемость валюты данной страны:

а) при снятии валютных ограничений;

б) при достижении конкурентоспособности обрабатывающего сектора ее экономики?

15. Бреттон-Вудская валютная система - это система:

а) золотого стандарта;

б) фиксированных связанных валютных курсов;

в) "плавающих" валютных курсов.

16. Если валюта данной страны без ограничений обменивается на любые иностранные валюты, т.е. не существует валютных ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям платежного баланса, то это означает:

а) внешнюю конвертируемость;

б) внутреннюю конвертируемость;

в) свободную конвертируемость;

г) частичную конвертируемость;

д) неконвертируемость (замкнутость) валюты.

17. Разграничьте причины экспорта и импорта капитала:

а) стимулирование сбыта продукции;

б) стремление получить доступ к природным ресурсам;

в) создание новых рабочих мест;

г) стремление интегрироваться в мировую экономику;

д) получение новых технологий;

е) стремление использовать более дешевую рабочую силу;

ж) получение квалифицированной рабочей силы.

18. Когда страна является кредитором:

а) когда имеет положительный торговый баланс;

б) когда он отрицательный?

19. Как торговые барьеры влияют на цены внутреннего рынка:

а) повышают их;

б) понижают?

20. Как торговые барьеры влияют на конкуренцию на внутреннем рынке:

а) ослабляют ее4

б) усиливают?

21. Как торговые барьеры влияют на выбор покупателей внутри страны:

а) расширяют его;

б) сужают?

22. Куда в основном экспортируется капитал в последние десятилетия:

а) в остальные страны;

б) страны ОЭСР?

23. Какая форма импорта капитала выгоднее для принимающей страны:

а) предпринимательская;

б) ссудная?

24. С каким знаком в платежном балансе отражается увеличение официальных резервов:

а) минус;

б) плюс?

25. Кто доминирует в международных экономических отношениях:

а) ТНК;

б) мелкий и средний бизнес?

26. Содействуют ли ТНК развитию отсталых стран:

а) нет;

б) только когда это отвечает их интересам?

27. Кем являются в валютных отношениях граждане, проживающие в данной стране, и юридические лица, действующие по ее законам:

а) резидентами;

б) нерезидентами?

28. Кем являются в валютных отношениях граждане, проживающие в других странах, и юридические лица, действующие по иностранным законам:

а) резидентами;

б) нерезидентами?

29. Как динамика покупательной способности валюты влияет на ее курс:

а) прямо;

б) обратно?

30. Как влияет дефицит платежного баланса данной страны на курс ее валюты:

а) прямо;

б) обратно;

31. Как влияет положительный платежный баланс данной страны на курс ее валюты:

а) прямо;

б) обратно;

32. Может ли курс национальной валюты одновременно расти по отношению к одной валюте и падать по отношению к другой:

а) нет;

б) да, ибо у этой страны может быть отрицательный платежный баланс с одними странами и положительный - с другими?

33. Что такое официальное повышение валютного курса:

а) девальвация;

б) ревальвация?

34. Как влияет на курс валюты данной страны рост ее экспорта:

а) прямо;

б) обратно?

35. Последствия миграции рабочей силы для страны-донора:

а) страна теряет перспективы (да/нет);

б) снабжается иностранной валютой (да/нет);

в) обескровливаются наука и образование (да/нет);

г) приобщает работников к высокому уровню производства (да/нет);

д) в стране уменьшается безработица (да/нет)?

36. Бреттон-Вудская валютная система:

а) действует в американском регионе;

б) прекратила свое существование в конце 60-х годов;

в) основана на Золотом стандарте;

г) система на которой основана валютная политика Мирового банка?

37. Валютная система стран Европейского Союза (Евро) основана:

а) на Золотом стандарте;

б) на золотодевизном стандарте;

в) на золотодолларовом стандарте;

г) все ответы не верны.

38. Если понизится курс национальной валюты:

а) сократится экспорт, повысится импорт;

б) возрастут экспорт и импорт;

в) возрастет экспорт, сократится импорт;

г) сократятся экспорт и импорт.

39. Чему способствует внутренняя конвертируемость валют отсталых стран:

а) сохранению их отсталости;

б) развитию их обрабатывающего сектора?

40. При какой системе золотое содержание денег имеет значение лишь в межгосударственных отношениях:

а) при Золотом стандарте;

б) при Бреттон-Вудской;

в) при Ямайской?

41. Последствия увеличения курса доллара для граждан Украины:

а) повысятся цены на отечественные товары;

б) цены останутся стабильными;

в) увеличится спрос на доллары;

г) повысится уровень долларизации в экономике страны;

д) понизится спрос на доллары.

42. Ревальвация валют означает:

а) увеличение золотого содержания национальной валюты;

б) повышение курса обмена национальной валюты на валюту других стран;

в) понижение курса обмена национальной валюты на валюту других стран;

г) все ответы неверны.

Задача

Курс доллара к гривне 1:5. Один и тот же товар стоит в США 500$, в Украине - 2500 грн. Кто выиграет, если курс доллара понизится до 1:2 ? Определите величину дохода экспортеров.

 

 

ПІДСУМКОВІ ТЕСТИ ПО МОДУЛЮ 4

 

Выберите правильные ответы:

1. Политику протекционизма впервые рекомендовали:

а) физиократы;

б) ранние меркантилисты;

в) маржиналисты;

г) поздние меркантилисты;

д) неоклассики.

2. Сторонники протекционизма утверждают, что введение торговых барьеров (пошлин, квот) приводит к:

а) сокращению занятости в отраслях национальной экономики;

б) защите отраслей национальной экономики;

в) образованию внутренних монополий;

г) ослаблению обороноспособности страны.

3. Объективной основой мирового хозяйства являются:

а) научно-техническая революция;

б) концентрация производства труда;

в) международное разделение труда;

г) международная экономическая интеграция;

д) все названное.

4. Протекционизм для стран переходной экономики:

а) необходим, как защита отечественного товаропроизводителя;

б) способствует монополизации экономики;

в) естественная мера для любой страны.

5. На чем базируется международное разделение труда:

а) на различии в удельных затратах производства и транспортировки;

б) только на дифференциации в природных условиях?

6. Принцип абсолютного преимущества был сформулирован:

а) К. Марксом;

б) Дж. М. Кейнсом

в) А. Смитом;

г) Д. Рикардо;

д) Є. Хекшером, Б. Олином.

7. Международная специализация и свободная торговля, основанная на принципах сравнительного преимущества, означают:

а) сокращение внутреннего потребления стран;

б) увеличение суммарного производства товаров;

в) превышение уровня потребления стран их производственных возможностей.

г) возможны разные точки зрения.

8. Протекционизм во внешней торговле одобряли:

а) представители классической школы;

б) марксисты;

в) меркантилисты;

г) физиократы;

9. Принцип сравнительного преимущества был сформулирован:

а) А. Монкрентьеном

б) А. Смитом;

в) Д. Рикардо

г) К. Марксом

д) А. Маршаллом

10. Результат специализации на основе теории сравнительного преимущества:

а) увеличение мирового объема товаров и услуг;

б) увеличение потребления в стране с более низкими издержками производства;

в) уровень потребления торгующих друг с другом стран остается статичным;

г) все ответы верны.

11. Степень участия страны в мирохозяйственных связях отражают показатели:

а) валютный курс страны (да, нет);

б) международная миграция рабочей силы (да, нет);

в) экспортная квота (да, нет);

г) международная торговля (да, нет);

д) экспорт на душу населения (да, нет);

е) платежный баланс (да, нет);

ж) внешнеторговый баланс (да, нет);

з) экспорт капитала (да, нет).

12. Снятие ограничений на импорт:

а) уменьшит доход отечественных фирм;

б) снизит цены на импортируемые товары;

в) повысит уровень конкуренции в стране;

г) увеличит спрос на отечественные товары.

13. Система міжнародних економічних відносин (МЕВ) ґрунтується на міжнародному поділі праці. Розшифруйте це положення за кожним МЕВ:

а) міжнародне виробниче та науково-технічне співробітництво;

б) вивіз капіталу;

в) світова торгівля;

г) міграція робочої сили;

д) міжнародні валютні відносини.

14. Международная торговля является взаимовыгодной, если:

а) одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве одного товара , а вторая - абсолютным преимуществом в производстве другого товара;

б) страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара;

в) страны обладают сравнительными преимуществами в производстве каких-либо товаров;

г) все предыдущие ответы верны.

15. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет:

а) к снижению внутренней цены товара;

б) к увеличению потребления этого товара;

в) к снижению производства данного товара внутри страны;

г) к потерям бюджета;

д) все предыдущие ответы верны.

16. Соотношения между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени,- это:

а) торговый баланс;

б) платежный баланс;

в) государственный бюджет.

17. Валютный курс определяется следующими факторами:

а) покупательной способностью денежной единицы;

б) темпами инфляции;

в) состоянием платежного баланса;

г) уровнем процентной ставки;

д) степенью доверия на мировых валютных рынках;

е) все предыдущие ответы верны.

18. Использование иностранных работников предпринимателями данной страны обусловлено:

а) наличием безработицы в данной стране (да/нет);

б) использованием более дешевой и неквалифицированной рабочей силы (да/нет);

в) стремлением снизить общий уровень з/пл в стране за счет более низкой оплаты труда иммигрантов (да/нет);

г) получением дополнительной продукции или услуг, создаваемых иностранными квалифицированными работниками в стране пребывания (да/нет);

д) получением выгод от привлечения кадров, подготовка которых очень сложна или невозможна в принимающей стране (да/нет);

е) низким уровнем рождаемости и нехваткой собственной рабочей силы (да/нет).

19. Как влияет на курс валюты данной страны рост ее импорта:

а) прямо;

б) обратно?

20. Как влияет на курс валюты данной страны динамика учетной ставки процента:

а) прямо;

б) обратно?

21. Как влияет на экспорт снижение курса валюты данной страны:

а) прямо;

б) обратно?

22. Как влияет снижение курса валюты данной страны на ее импорт:

а) прямо;

б) обратно?

23. Как влияет на курс валюты данной страны динамика внешних расходов ее государственных структур:

а) прямо;

б) обратно?

24. Что наиболее благоприятствует хозяйственной деятельности любой страны:

а) рост курса ее валюты;

б) его снижение;

в) его стабильность?

25. Каковы действия центрального банка по отношению к учетной ставке при необходимости повысить курс национальной валюты:

а) ее увеличение;

б) уменьшение?

26. Что нужно предпринимать в части валютной интервенции, чтобы понизить курс национальной валюты:

а) продавать инвалюту;

б) скупать инвалюту?

27. При каких условиях достижима эффективная внешняя конвертируемость валюты данной страны:

а) при снятии валютных ограничений;

б) при достижении конкурентоспособности обрабатывающего сектора ее экономики?

28. Бреттон-Вудская валютная система - это система:

а) золотого стандарта;

б) фиксированных связанных валютных курсов;

в) "плавающих" валютных курсов.

29. Если валюта данной страны без ограничений обменивается на любые иностранные валюты, т.е. не существует валютных ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям платежного баланса, то это означает:

а) внешнюю конвертируемость;

б) внутреннюю конвертируемость;

в) свободную конвертируемость;

г) частичную конвертируемость;

д) неконвертируемость (замкнутость) валюты.

30. Разграничьте причины экспорта и импорта капитала:

а) стимулирование сбыта продукции;

б) стремление получить доступ к природным ресурсам;

в) создание новых рабочих мест;

г) стремление интегрироваться в мировую экономику;

д) получение новых технологий;

е) стремление использовать более дешевую рабочую силу;

ж) получение квалифицированной рабочей силы.

31. Когда страна является кредитором:

а) когда имеет положительный торговый баланс;

б) когда он отрицательный?

32. Как торговые барьеры влияют на цены внутреннего рынка:

а) повышают их;

б) понижают?

33. Как торговые барьеры влияют на конкуренцию на внутреннем рынке:

а) ослабляют ее4

б) усиливают?

34. Как торговые барьеры влияют на выбор покупателей внутри страны:

а) расширяют его;

б) сужают?

35. Куда в основном экспортируется капитал в последние десятилетия:

а) в остальные страны;

б) страны ОЭСР?

36. Какая форма импорта капитала выгоднее для принимающей страны:

а) предпринимательская;

б) ссудная?

37. С каким знаком в платежном балансе отражается увеличение официальных резервов:

а) минус;

б) плюс?

38. Кто доминирует в международных экономических отношениях:

а) ТНК;

б) мелкий и средний бизнес?

39. Содействуют ли ТНК развитию отсталых стран:

а) нет;

б) только когда это отвечает их интересам?

40. Кем являются в валютных отношениях граждане, проживающие в данной стране, и юридические лица, действующие по ее законам:

а) резидентами;

б) нерезидентами?

41. Кем являются в валютных отношениях граждане, проживающие в других странах, и юридические лица, действующие по иностранным законам:

а) резидентами;

б) нерезидентами?

42. Как динамика покупательной способности валюты влияет на ее курс:

а) прямо;

б) обратно?

43. Как влияет дефицит платежного баланса данной страны на курс ее валюты:

а) прямо;

б) обратно;

44. Как влияет положительный платежный баланс данной страны на курс ее валюты:

а) прямо;

б) обратно;

45. Может ли курс национальной валюты одновременно расти по отношению к одной валюте и падать по отношению к другой:

а) нет;

б) да, ибо у этой страны может быть отрицательный платежный баланс с одними странами и положительный - с другими?

46. Что такое официальное повышение валютного курса:

а) девальвация;

б) ревальвация?

47. Как влияет на курс валюты данной страны рост ее экспорта:

а) прямо;

б) обратно?

48. Последствия миграции рабочей силы для страны-донора:

а) страна теряет перспективы (да/нет);

б) снабжается иностранной валютой (да/нет);

в) обескровливаются наука и образование (да/нет);

г) приобщает работников к высокому уровню производства (да/нет);

д) в стране уменьшается безработица (да/нет)?

49. Бреттон-Вудская валютная система:

а) действует в американском регионе;

б) прекратила свое существование в конце 60-х годов;

в) основана на Золотом стандарте;

г) система на которой основана валютная политика Мирового банка?

50. Валютная система стран Европейского Союза (Евро) основана:

а) на Золотом стандарте;

б) на золотодевизном стандарте;

в) на золотодолларовом стандарте;

г) все ответы не верны.

51. Если понизится курс национальной валюты:

а) сократится экспорт, повысится импорт;

б) возрастут экспорт и импорт;

в) возрастет экспорт, сократится импорт;

г) сократятся экспорт и импорт.

52. Чему способствует внутренняя конвертируемость валют отсталых стран:

а) сохранению их отсталости;

б) развитию их обрабатывающего сектора?

53. При какой системе золотое содержание денег имеет значение лишь в межгосударственных отношениях:

а) при Золотом стандарте;

б) при Бреттон-Вудской;

в) при Ямайской?

54. Последствия увеличения курса доллара для граждан Украины:

а) повысятся цены на отечественные товары;

б) цены останутся стабильными;

в) увеличится спрос на доллары;

г) повысится уровень долларизации в экономике страны;

д) понизится спрос на доллары.

55. Ревальвация валют означает:

а) увеличение золотого содержания национальной валюты;

б) повышение курса обмена национальной валюты на валюту других стран;

в) понижение курса обмена национальной валюты на валюту других стран;

г) все ответы неверны.

 

 

1. ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:

• во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

• во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой;

• в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по экономической теории;

• в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере или пишущей машинке.

Курсовая работа — это первая проба пера, подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения ее. Курсовая работа является также итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших проблем экономической теории.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания по общей экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов, в том числе и финансово-кредитных учреждений.

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом экономических факультетов студентами дневного и заочного отделений. Она является обязательной формой отчета студента перед кафедрой.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки. После положительной оценки ее преподавателем она должна быть защищена.

Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и в письменной форме в виде рецензии сообщает об этом студенту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее.

К сдаче экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре .

 

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по политической экономии.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.

Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

• изучить научные работы по данной проблеме украинских и зарубежных видных ученых;

• знать законы и постановления правительства, Верховного Совета и указы Президента по данной экономической проблеме;

• ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

• изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Экономика Украины», «Економіст», «Вісник НАН України”, “Економічний часопис”, “Економіка, фінанси, право”, “Статистика України”, “Вісник КНТЕУ”, «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Вестник Московского университета», «Экономист»,”Економіка АПК”, «Общество и экономика», «Общественные науки и современность», “Бюлетень національного банку України”, “Людина і праця”, “Гуманітарні науки”, “Ринок капіталу”, “праця і зарплата”, “Соціальний захист”, “Україна: аспекти праці”, “Фінанси України” и др.

Особенностью текущего периода является то, что переход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность обращения к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме — это новый важный этап в выполнении курсовой работы, следующая ступень формирования знаний, их систематизации и сознательного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовать самоконтроль знаний—логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются. Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно, потому что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранные словари, политико-экономические и философские энциклопедии.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1 Выбор темы и ее утверждение

 

Каждый студент выбирает тему курсового исследования самостоятельно из предложенных в приведенной тематике курсовых работ в следующей последовательности.

Номер темы курсовой работы выбирается студентом по номеру в учебном журнале. В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедрой. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения. Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой экономической теории избавляет студента от расплывчатого, или , наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу вообще не по курсу политэкономии, а по другим родственным ему учебным дисциплинам.

Тему курсовой работы следует выбирать из тех разделов экономической теории, которые являются наиболее сложными для понимания или вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах курса, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей их научной проблеме и написать курсовую работу творчески, высказав свое мнение по существу.

Целесообразно выбирать тему курсовой работы, которая была бы связана с производственной работой студента или близкой к профилю будущей специальности. Выполнение тем, связанных с практической работой студента имеет ряд преимуществ. С одной стороны это облегчает исполнение работы, так как автор сможет для подтверждения теоретических положений широко использовать фактический материал своего учреждения или предприятия, где он работал до поступления в университет или академию или работает в настоящее время. Это позволит повысить качество курсовой работы. С другой стороны, на основе конкретных данных студент сможет сделать полезные выводы и сформулировать предложения, внедрение которых улучшит работу предприятия или учреждения, соответсвенно повысит их экономические показатели.

Можно рекомендовать студенту выбирать тему из тех разделов курса экономической теории, которые уже изучены, так как полученные знания помогут ему лучше представить содержание и основные вопросы избираемой темы и, естественно, успешнее написать всю письменную работу.

Выполнение работ несколькими (двумя или более) студентами одной учебной группы на одну и ту же тему не разрешается.

Кафедра определяет каждому студенту научного руководителя. После утверждения темы студент разрабатывает проект плана работы, который утверждается научным руководителем.

Кафедра определяет конкретные сроки выполнения, рецензирования и защиты курсовых работ согласно с нижеприведенной блок-схемой.

 

Блок-схема прохождения курсовой работы

 

 

 
 

 


Работы, выполненные по темам, не согласованным с научными руководителями, или поданные позднее установленного срока, кафедрой не принимаются и не рецензируются.

 

 

3.2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа состоит из:

Плана

Вступления

Основного текста

Выводов и предложений

Дополнений

Списка использованной литературы и других источников

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План — это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Составленный план работы представляется для согласования преподавателю экономической теории, который консультирует студента.

Во вступлении обосновывается выбор, характеристика актуальности и научной новизны (если в последнем есть необходимость); определяются объект и предмет исследования; формулируются цель и задача курсовой работы.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Несколькими предложениями высказать главное - сущность проблемы или научного задания.

Объект исследования - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию, и избранное для изучения.

Предмет исследования содержится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собою как общее и частичное. В объекте выделяется и его часть, которая есть предметом исследования. Именно на него направленное основное внимание, поскольку предмет исследования определяет тему курсовой работы, которое определяется на титульной странице как ее название.

В основной части коротко описывается состояние объекта (предмета) исследования.

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни.

Одной из форм работы над литературными источниками является сбор и обработка фактов и статистических данных, которые являются основой органической связи теории и практики. Из всех фактов и цифр, которые приводятся в литературе, которая изучается, необходимо использовать лишь те, которые имеют непосредственное отношение к теме работы.

Важными источниками данных являются статистические справочники. Большинство таких справочников издается ежегодно. При этом нужно не только подбирать цифры и факты, а и обобщать данные с разных источников, сравнивать их и анализировать. Цифровой материал, который используется в работе, должен быть сравниваемым. Собранный материал необходимо сгруппировать и, если возможно, составить таблицы. Вместе с таблицами предлагается использовать графики, диаграммы и схемы, что позволяет более наглядно иллюстрировать процессы и закономерности, которые рассматриваются в работе.

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

• данные следует приводить к абсолютным (млн, грн., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;

• для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в процентах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;

• для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Текст работы целесообразно писать на одной стороне отдельных стандартных листов бумаги, оставляя слева поля для заметок преподавателя-рецензента. Такой порядок написания работы хорош тем, что он легко позволяет изъять отдельные неудачно исполненные страницы, внести дополнения или переставить некоторые ее части.

Черновой вариант работы следует тщательно отредактировать и переписать набело разборчивым почерком или напечатать на машинке или компьютере без перечеркиваний , вставок, произвольного сокращения слов. Грамматические и стилистические ошибки исключаются.

На все цитаты и цифровые данные, приводимые в тексте курсовой работы. указываются источники.

Основная часть может содержать 2-4 раздела, которые логически связываются один с другим. Каждый раздел завершается короткими выводами и умозаключениями.

В заключительную часть курсовой работы вносятся выводы и предложения, которые содержат короткое обобщение теоретических и практических (если необходимо), конкретных рекомендаций из решение выдвинутых проблем.

В список литературы включаются только источники, используемые в курсовой работе (не меньше 10-15 источников) соответственно установленным библиографическим нормам.

В приложениях приводятся всякого рода вспомогательные материалы, на которые есть ссылка в курсовой работе. Здесь можно привести копии реальных документов, схем, диаграмм, графиков, планов, опросных писем, методик и т.д.

Таблицы, которые содержатся в тексте курсовой работы, и рисунки должны иметь название и сквозную нумерацию, в тексте на них должна делается обязательная ссылка.

В тексте работы не применяются сокращения слов, кроме общепринятых.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СЕМИНАРСЬКЕ ЗАНЯТТЯ № 11 | Общие требования


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.022 сек.