жи.Другими, нетоварными, формами перехода продукта от произ-
водителя к потребителю могут быть дарение, наследование, кража.
Только при одновременном наличии всех трех условий существует
товарное производство.
В процессе товарного производства создаются товары. Товар–
это продукт труда, способный удовлетворять ту или иную по-
требность человека и произведенный для обмена (схема 5.4).
Любой товар имеет два свойства: потребительную стоимость и
меновую стоимость. Потребительная стоимость– свойство то-
вара удовлетворять ту или иную потребность человека. Товар
должен быть полезен человеку. Например, хлеб утоляет голод, ле-
карства помогают лечить болезни, а сапоги – держать ноги в тепле.
Бесполезный продукт никто не купит, а значит, он не может быть
товаром. Потребительные стоимости составляют вещественное со-
держание общественного богатства.
Однако понятия потребительной стоимости и полезности – не
синонимы.
Полезность– это удовлетворение, или удовольствие, которое
получает человек от потребления товара или услуги, т. е. полез-
ность показывает субъективное восприятие потребителем блага,
ибо полезность – понятие чисто субъективное, индивидуальное для
каждого человека и потому весьма специфическое. Один и тот же
товар, с одной и той же потребительной стоимостью будет иметь со-
вершенно разную полезность для различных потребителей. Напри-
мер, сигареты обладают разной полезностью для курящего и неку-
рящего человека, но являются одной и той же потребительной стоимо-
стью. Можно обнаружить и национальные особенности полезности
товара. Свинина, как потребительная стоимость, является полезной у
всех народов, кроме иудеев и мусульман. Для них она вообще не обла-
дает никакой полезностью. Тем не менее, свинина не перестает быть
по требительной стоимостью и для иудеев, и для мусульман.
Потребительные стоимости различаются качественно. Их
нельзя сравнивать, сопоставлять, так как они удовлетворяют раз-
личные человеческие потребности.
Полезности товаров или услуг отличаются количественно.
Субъек тивная оценка полезности товара одним потребителем от-
личается от такой же субъективной оценки другим. Для одного и
того же потребителя при последовательном потреблении одного и
того же товара полезность каждой последующей единицы потреб-
ляемого блага уменьшается. Это регулируется законом убывающей
предельной полезности, речь о котором пойдет далее.
Второе свойство товара – меновая стоимость– это свойство то-
вара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.
Еще Аристотель говорил: «Обмен не может иметь места без ра-
венства, а равенство без соизмеримости». Возникает вопрос: что
лежит в основе установления пропорций при обмене? Ответ – сто-
имость товара.
Существуют различные теории стоимости (схема 5.5). Диамет-
рально противоположными являются следующие точки зрения.
Первая представлена маржиналистской концепцией предельной
полезности.В соответствии с этой теорией в основе пропорций
при обмене лежат предельные полезности товаров. Предельная по-
лезность– это полезность последней единицы продукта, удовлет-
воряющая наименьшую потребность человека в данном благе. Чем
больше человек потребляет одного и того же блага, тем меньшую
предельную полезность имеет каждая последующая единица, и по-
этому потребитель готов заплатить за нее меньшую сумму денег
или обменять на меньшее количество другого товара (схема 5.6).
Другой подход к определению стоимости товара предлагает тру-
довая теория стоимости.В соответствии с ней в основе обмена то-
варов лежат затраты труда на их производство. Именно на основе
равенства затрат труда и формируется меновая стоимость. Стои-
мость– это и есть затраты общественного труда на производ-
ство товаров. Если меновая стоимость – это внутреннее свойство
товара, то стоимость – это внутреннее свойство товара.
Таким образом, стоимость определяется затратами труда, а труд
измеряется временем. Стоимость товара формируется затратами
не индивидуального рабочего времени отдельного производителя,
а общественно необходимого рабочего времени. Например, оди-
наковые рубашки шьются разными портными, с разной квалифи-
кацией и умелостью. И если стоят рубашки по-разному: допустим,
60, 65, 85 грн, то очевидно, потребителя такой разброс цен на со-
вершенно одинаковую продукцию не устроит. Одинаковые товары,
с одинаковыми свойствами, вероятно, должны стоить одинаково.
Собственно, так оно и есть, благодаря тому, что в основе стоимос-
ти лежат общественно-необходимые затраты труда – ОНЗТ.Они
представляют собой затраты труда при средних условиях произ-
водства. А средними условиями производства считаются те, при
которых производится основная масса продукции данного вида.
С другой стороны, ОНЗТ – это затраты труда, которые признаются
обществом как необходимые, неизбежные при данном уровне раз-
вития производительных сил, производительности труда и, естест-
венно, оплачиваются им.
Труд, затраченный на производство товара, разделяют на конк-
ретный и абстрактный. Конкретный труд– это труд, затраченный
в определенной полезной форме. Это то, что отличает труд одного
производителя от другого. Эти отличия проявляются в применяе-
мых средствах и предметах труда, выполняемых операциях, резуль-