1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда , его виды
2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов
и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.
Альтернативная стоимость.
Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей
необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы– это сово-
купность всех необходимых условий, используемых при создании
благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-
ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-
ностей.
Ресурсы подразделяются на исчерпаемыеи неисчерпаемые,
воспроизводимыеи невоспроизводимые.Среди ресурсов выде-
ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-
ности и редкости.
Различают природные ресурсы, т. е. данные природой(земля и
ее недра, леса, воды); трудовые(люди с их навыками и способностя-
ми в трудоспособном возрасте); капитальные(средства производ-
ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).
Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -
му факторов производства. Существует такие факторы произ-
водства, как труд, земля, капитал, предпринимательская спо-
собность.В последние годы добавились такие факторы, как наука
и информация (схема 2.5).
Процесс труда– сознательная целесообразная деятельность
человека, направленная на преобразование вещества природы ради
удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-
но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая
сила – это способность человека к труду, совокупность физических
и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-
вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три
понятия характеризуют труд как фактор производства.
Капиталкак фактор производства – это средства производ-
ства, используемые в процессе производства. Они включают пред-
меты и средства труда. Средства труда– это вещь или комплекс
вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-
ства труда включают в себя орудия труда, то, чем человек непосред-
ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,
инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-
вия труда(здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости
(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-
товой продукции.
Предметы труда– это то, на что направлен труд человека, или
то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя
предметы труда, данные природой(земля и полезные ископаемые),
и сырье(предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-
значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,
делится на готовую продукцию(годную к конечному потреблению
и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-
ты(предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-
бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,
пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.
Предпринимательская способность– это способность челове-
ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-
мательская способность включает в себя такие характерные черты:
идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-
едино факторы производства; принимать решения и нести за них
ответственность; всегда быть в творческом поиске.
Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.
Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все
субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,
и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-
ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество
ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-
личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все
неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности
ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав
один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться
от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-
нативная стоимость– это наиболее предпочтительный вариант
использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-
казаться.
Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-
ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-
ных возможностей– это геометрическое место точек (E, L, M,
F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов
максимального производства двух товаров при полном использо-
вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-
чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо
уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый
вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем
увеличении производства одного товара надо отказываться все от
большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.
Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый
при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С
характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-
ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-
работица.
Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-
нится, кривая производственных возможностей может сместиться
влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-
ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи
полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей
сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.
В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-
тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей
полезных ископаемых кривая производственных возможностей
сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-
изводства.
Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-
летворять свои потребности, для чего необходимы определенные
ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-
ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-
да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-
вящена данная тема.
Потребность– это нужда человека в чем-либо. Потребности
следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-
стей по различным признакам. По степени первоочередностиудов-
летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах
питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-
дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По формепо требности
разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные
(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-
ку насыщаемостипотребности можно разделить на насыщаемые
(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-
вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-
ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-
дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)
и общественные (потребности общества в целом в общественных
товарах – музеях, парках, маяках). По направленностипотреб-
ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах
по требления) и производственные (потребности предприятий в
сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-
торые используются физическими лицами для удовлетворения их
личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-
меты по требления длительного пользования). Средства произ-
водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,
с помощью которых происходит производство благ) и предметов
труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-
тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-
се производства благ. По положению в иерар хической системе
потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-
тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности
(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний
побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в
одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-
нии всей истории существования человечества. Действительные
потребности (второй уровень) имеют относительный характер
и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,
потребность человека в конкретных потребительских благах
(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-
ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития
личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-
ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут
быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-
можностями производства и социальными условиями. Платеже-
способные потребности (четвертый уровень) — это те потреб-
ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-
ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,
и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-
кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-
ся объемом средств существования, который практически может
обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).
Наиболее распространенной в экономической литературе явля-
ется классификация потребностей по А. Маслоу(схема 2.2). Са-
мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-
ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти
два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности
в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они
присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является
наивысшей.
Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-
ким законом возвышения потребностей(схема 2.3). В соответ-
ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-
ляется уровнем развития производительных сил.
Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит
от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-
туры) и средств производства.
Величина потребностей также зависит от образования людей,
уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.