Выделяют 4 типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования:
1. рынок свободной конкуренции;
2. рынок монополистической конкуренции;
3. олигополистический рынок;
4. рынок чистой монополии.
Для свободной конкуренции характерно множество продавцов и покупателей схожего товара (продукты питания, сахар, пшеница, медь, ценные бумаги). Новые фирмы легко могут войти в отрасль и выйти из нее. Производитель не может влиять на рыночную цену, т.к. доля его продукции на рынке очень мала, продукция однородная, и, соответственно, вход на рынок свободный. Неценовая конкуренция отсутствует. Цены, как правило, единые, устанавливаются по существующей рыночной цене. Ценообразование характеризуется равновесной ценой. Роль государственного вмешательства в установление цен минимальна.
Для монополистической конкуренциихарактерно множество продавцов и покупателей, предлагаются разные варианты товаров и услуг, отличающихся друг от друга качеством или внешним оформлением. Вход на рынок свободный, но ограниченный. Цены на рынке разные, устанавливаются в зависимости от поставленной цели (обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание рынка лидерства в доле рынка или качестве товара), на основе изучения издержек, цен на товары конкурентов, выбора метода ценообразования. Неценовая конкуренция играет большую роль. Ценообразование на рынке конкурентное, но с монополизмом. Роль государства в установлении цен минимальна.
Для олигополии характерно господство нескольких производителей, около 10, т.к. новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут и не быть таковыми (автомобили, компьютеры). Это достаточно крупные, близкие по масштабу продаж фирмы. Производитель влияет на цену. Вход на рынок достаточно затруднен. Используется неценовая конкуренция. Ценообразование носит характер сговора между конкурентами или «ценовой войны».
Для чистой монополии характерно положение одного продавца, который производит уникальный товар, вход на рынок невозможнее. Продавцом может быть: государственная организация, частная регулируемая монополия, частная нерегулируемая монополия. Фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену из-за боязни введения государственного регулирования цены, нежелания привлекать конкурентов, стремления быстрее проникнуть на всю глубину рынка благодаря невысоким ценам. Неценовая конкуренция активно используется с межотраслевыми монополистами. Ценообразование подконтрольно монополисту. Роль государственного вмешательства в установление цен высока, государство непосредственно устанавливает или контролирует цены.