Контрактные цены – это те цены, которые несут в себе информацию о конкретной индивидуальной сделке. Это закрытая информация. Это цена, фиксируемая в сделке о купле-продаже товара (контракте), в том числе при внешнеторговых операциях. В зависимости от вида контракты цены могут быть:
1. твердые – это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания контракта и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту. Обычно в контракте делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках: с немедленной поставкой; с поставкой в течение короткого срока;
2. скользящие – это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производна, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.).
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Как правило, это цены предложений, т.е. которые устанавливает продавец без учета интересов покупателя. Для покупателя это будет база контрактных цен. Справочные цены выступают для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении контрактной цены, фиксируемой в документе о сделке, т.е. носят номинальный характер, представляя собой важный источник официальной информации о ценах. Справочные цены, как правило, используются при поставках небольших и средних партий товаров. Эти цены служат основой для установления скидок, надбавок и т.п. с учетом особенностей в условиях поставки товаров, в т.ч. скидок за размеры поставляемых партий по массовой, крупносерийной продукции, особенно изделиями машиностроения.
Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т.е. справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок. Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.