1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
3. Принципы и задачи налогообложения. Виды налогов. Налоговая система Российской Федерации.
1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
Термин «финансы» происходит от латинского «financia» - денежный платеж. В широком смысле «финансы» - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.
На уровне микроэкономики - в предпринимательском секторе образуются первичные финансы. Здесь осуществляется производство благ на основе преобразования экономических ресурсов в целях получения доходов, в том числе, в денежной форме.
Первичные финансы служат фундаментом финансовой системы страны, основой для формирования вторичных финансов, то есть государственных финансов.
Для осуществления своих экономических и социальных задач государство нуждается в значительных средствах. В этих целях в государстве формируются фонды денежных средств, через которые распределяется и перераспределяется немалая часть произведенного в обществе национального продукта
Вся совокупность денежных средств государства и система связанных с ними экономических отношений называется государственными финансами.
Впервые термин «государственные финансы для обозначения государственных доходов и расходов был применен во Франции в XVI веке.
Государственные финансы выступают важнейшим рычагом воздействия государства на экономическую жизнь.
Государственные финансы включают в себя:
a) государственный бюджет;
b) специальные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие.)
Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП: Японии и России - около 1/3, во Франции и Нидерландах примерно 1/2, в Швеции - более 2/3.
Особенностью финансовой системы России является наличие в ней значительных по объему внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды создаются для аккумулирования значительных денежных ресурсов и их использования для- решения определенных социально-экономических целей и задаче По существу специальные взносы и отчисления во ~) .внебюджетные фонды являются целевыми прямыми или косвенными .налогами. '
В соответствии с уровнем управления различают федеральные, региональные и местные внебюджетные фонды.
Наиболее значимы федеральные фонды, такие как: Пенсионный фонд; Фонд занятости; Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования; Фонд социальной поддержки населения. В совокупности их объемы составляют около 40 процентов расходов федерального бюджета.
Специальные внебюджетные фонды могут пополняться за счет государственных дотаций. Специальные фонды могут также прибегать к займам, выпускать собственные ценные бумаги; они сами временно помещают свои средства в кредиты, инвестиции, недвижимость.
Внебюджетные фонды выполняют особые функции в финансовой / системе:
· положительная их роль состоит в том, что они независимы от состояния бюджета и выполняют свою целевое назначение и при дефиците государственного бюджета. Например, они гарантируют выполнение таких важных социально-экономических задач как строительство и содержание дорог, выплату пенсий престарелым. Поскольку внебюджетные фонды неподотчетны представительным органам власти они дают исполнительной власти возможность маневрировать финансовыми ресурсами.
· минусомвнебюджетных фондов является то, что они позволяю) манипулировать показателями исполнения бюджета, в частности, покрывать бюджетный дефицит за счет средств фондов. Это приводит к невыполнению финансовых обязательств государства, но ответственность за эти нарушения более мягкая и «отсроченная» (по сравнению с ответственностью за неисполнение бюджета). Поскольку процесс разработки, утверждения и исполнения внебюджетных фондов находится вне поля зрения представительных органов власти, это порождает волюнтаризм в их формировании и использовании. Значительная часть специалистов считает необходимым ввести средства этих фондов в систему государственного бюджета и выделить их специальным разделом в бюджете, тем более, что в большинстве экономически развитых стран такие фонды входят в систему государственного бюджета.
В. Г. Пансков отмечает: «Вопрос о статусе государственных целевых фондов далеко не праздный, если вспомнить, что по своим размерам они сопоставимы с федеральным бюджетом»[32].
2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
Главным звеном финансовой системы является-государственныйбюджет, который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов государственной власти и местного
самоуправления.
С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы и расходы.
Более полное определение экономического содержания бюджета предлагает И. Подпорина: Бюджет «представляет собой систему экономических отношений не только формальных, по поводу образования и расходования фондов денежных средств, но и по реализации взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса. Это система, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода на экономическое и социальное развитие Федерации в целом и ее субъектов, в частности. С ее помощью государство стремится воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм»[33].
Бюджетные отношения можно объединить в три группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами .
3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного процесса).