русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Последствия инфляции. Цена инфляции. Антиинфляционная политика.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2574; Нарушение авторских прав


Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.

1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия — номинальный и реальный доход. Номинальный доход — фактически получен­ный доход, а реальный доход — сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим об­разом:

Изменение реального дохода можно приблизительно выра­зить следующей формулой:

где π — уровень инфляции.

Во время инфляции несут потери люди, получающие фикси­рованные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что по­лучают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.

2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень ин­фляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка про­цента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбере­жения населения обесцениваются.

3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.

4. «Бегство» от денег — ускоренная материализация денеж­ных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания де­нег субъекты рыночных отношений стараются как можно быст­рее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В пе­риод устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сей­час. Предприятия поступают точно также — вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные ма­териальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижи­мость).



5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка — ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная процентная ставка — номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.

6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выиг­рывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в со­ответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфля­ции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать день­ги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практи­чески исключено получение долгосрочных кредитов, следова­тельно, отсутствуют инвестиционные вложения- в экономику.

7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номи­нальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств произ­водства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

8. Нестабильность экономической ситуации и экономиче­ской информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая реше­ние о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители ока­зываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относитель­но эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все нацио­нальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция авто­матически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию ад­министративных способов воздействия.

Под «ценой» инфляции мы будем понимать вопрос о том, кому и насколько выгодно повышение цен, а для кого оно разорительно.

На практике встречаются три основных варианта «цены» инф­ляции: положительный (что означает прирост дохода), нулевой и отрицательный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.

Положительный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция мог­ла бы возникнуть, скорее всего, только по ошибке.

Прежде всего инфляция приносит доход государству. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финан­сирования своих расходов, то оно через центральный банк орга­низует печатание новых денег. Все это уменьшает стоимость ста­рых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции (И), показыва­ющему, насколько обесцениваются деньги, на сумму денег (Д), имеющихся в наличии у населения:

Ни = И*Д

Очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на ве­личину инфляционного налога. «Налог на наличные деньги» в за­падных странах обычно составляет не более 10% валового нацио­нального продукта. В Российской Федерации инфляционный налог достигал очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. — 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. — 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств.

На инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992—1993 гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4—8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей, с тем чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.

Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочислен­ные промышленные и торговые монополии. Они регулярно созда­ют искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров.

Нулевой вариант «цены» инфляции — редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличени­ем доходов). Такой вариант имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «авто­матическая индексация» денежных доходов.

Отрицательный вариант «цены» инфляции, вызывающий уменьшение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, воз­никает чаще всего:

1. Потери от хранения наличных денег дома. Они равны тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы по­лучить при их хранении в банке (под определенный процент). Чтобы свести к минимуму утрату части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по финан­совым учреждениям расходы на эти цели образно назвали «из­держки на обувные подметки».

2. Издержки меню — расходы при инфляции, связанные с ро­стом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. Тогда часто меняются указатели цен товаров и услуг.

3. Убытки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко указыва­ют номинальные величины стоимости вещей, не предусматривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесо­образно указывать в договорах реальные стоимостные величины (с учетом их индексации или в пересчете на устойчивую иност­ранную валюту).

4. Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти по­тери возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачке цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае проигрывают кредиторы: они получают деньги, ко­торые за время предоставления кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику, предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику, направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60—70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30—40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество — социальная стабильность в обществе. 6 качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явле­ниями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства — плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

Реализация политики активной борьбы с инфляцией позво­ляет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособ­ных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, Порождая социальную напряженность в обществе. В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преоблада­нием какого-либо из них.

34 Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса.

Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.

Профессор Лондонской школы экономики А. У. Филлипс в 1958г. опубликовал результаты своих исследований взаимозависимости между уровнем безработицы (U) и изменением ставки номинальной зарплаты (∆W/W) в Великобритании в период с 1861 по 1957г.г. (работа «Кто сказал? Кто сделал?»).

Филлипс вывел закономерность, характеризующую тесную обратную связь между ежегодным процентным изменением номинальной зарплаты и долей безработных. Формально кривую Филлипса можно выразить следующим образом:

Wt = Wt-1 (1 – α(U – U*)),

где Wt – ставка зарплаты в периоде t;

U – уровень фактической безработицы;

U* – естественный уровень безработицы;

α – параметр, характеризующий темп изменения зарплаты в зависимости от уровня безработицы.

Основное достоинство работы А. Филлипса заключается в сделанном им выводе, что рост номинальной зарплаты может сосуществовать с заметной величиной безработицы. Зарплата обнаруживала тенденцию к росту задолго до достижения полной занятости, при уровне безработицы примерно 5,5%. Дальнейшие исследования не только подтвердили этот вывод, но и показали, что уровень безработицы, при котором номинальная ставка зарплаты становится гибкой, может быть еще выше.

В 60-е гг. XX в. Кривую Филлипса рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.

Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.

Рис.4.5. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса фактически отражает зависимость между уровнем безработицы и инфляцией издержек, инспирированной ростом заработной платы. Более поздние исследования показали, что существует не менее устойчивая зависимость между темпами инфляции в экономике и уровнем безработицы.

В современной интерпретации кривая Филлипса показывает зависимость уровня инфляции от трех факторов:

1) ожидаемой инфляции;

2) отклонения нормы безработицы от естественного уровня;

3) шоковых изменений предложения.

В 1960-е годы кривая Филлипса не подвергалась сомнению. Считалось, что экономическая политика должна быть нацелена на нахождение некоей «золотой середины» между допустимыми уровнями инфляции и безработицы. Однако в 1970-е г.г. шоки предложения вызвали стагфляцию, в 1980-е г.г. наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы.

В долгосрочном периоде кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию, при этом она четко фиксирована на уровне естественной безработицы. Дело в том, что на долгосрочном временном интервале различия между фактической и ожидаемой инфляцией не существует, а это возможно только при достижении естественного уровня безработицы.

Рис.4.6. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде

35 Формы и методы государственного регулирования экономики.

Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструмента­рия. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государст­венного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В услови­ях рынка государственное регулирование экономики — целенаправ­ленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов нацио­нального производства при полной занятости экономических ре­сурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воз­действию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различ­ные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирова­ния. С государственными инвестициями связано понятие госу­дарственного предпринимательства. О государственном предпри­нимательстве говорят, когда подразумевают создание и функцио­нирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорента­бельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, же­лезнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производ­ство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех облас­тях, где функционирование какой-либо негосударственной фор­мы собственности может привести к отрицательным последстви­ям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде го­сударственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное про­изводство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высо­кая степень эффективности из-за оперативного достижения эко­номического результата, с одной стороны, и создание помех ра­боте рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государ­ство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариан­там, соответствующим экономическим целям государства. Вме­сте с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономи­ческими результатами, соответствующими государственным эко­номическим целям.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государст­венного регулирования можно разделить на правовые, админист­ративные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую ин­фраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Пра­вовое регулирование экономики состоит в установлении государ­ством правил экономического поведения для фирм-производите­лей и потребителей. Система законодательных норм и правил оп­ределяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функциониро­вания фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (про­изводство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми вида­ми лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осущест­вление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уп­лата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Админист­ративные меры не связаны с созданием дополнительного матери­ального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут исполь­зоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры ре­гулирования в странах с развитой рыночной экономикой исполь­зуются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничива­ются охраной окружающей среды, социальной защитой населе­ния. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер ры­ночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществля­ется путем воздействия на спрос и предложение на националь­ном рынке, на структуру экономики, путем активизации факто­ров экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государствен­ные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследо­ваний и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государ­ственного воздействия на экономику.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монетаристкий взгляд на причины инфляции | Задачи государственного регулирования экономики


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.01 сек.