русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 5. Себестоимость продукции как базисный элемент цены.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1992; Нарушение авторских прав


 

1 . Себестоимость продукции - исходная база цены.

Себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Предприятия рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам. Она обычно служит для них нижней границей цены предложения. Для целей же налогообложения используют откорректированную себестоимость продукции.

При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. В перечень статей калькуляции включаются:

- сырье и материалы.

- возвратные отходы (вычитаются);

- покупные изделия и полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

- топливо и энергия на технологические цели;

-заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на социальные нужды;

обще производственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- потери от брака;

- прочие производственные расходы;

- коммерческие расходы.

В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно относятся к прямым затратам, а остальные - к косвенным расходам, связанным с организаций производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые. Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реализации продукции, получают полную себестоимость.

 

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется специальным документом, утверждаемым правительством. В настоящее время действует "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", а также изменения и дополнения к нему. Этот документ разрабатывается для определения, какие затраты возмещаются из себестоимости продукции, а какие - из прибыли. Это осуществляется с целью правильного формирования налогооблагаемой прибыли.



 

3. Акцизы и акцизные сборы.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями. Акцизы, как правило, устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства.

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан, а также виды деятельности, перечень которых определен в статье 257 налогового Кодекса.

Плательщикам и акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2) импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;

3) осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;

4) осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству на территории Республики Казахстан, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) осуществляют подакцизные виды деятельности на территории Республики Казахстан.

Плательщиками являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.

Перечень подакцизных товаров и видов деятельности:

1) все виды спирта:

2) алкогольная продукция;

3)табачные изделия;

4) прочие изделия, содержащие табак:

5) икра осетровой и лососевой рыбы;

6) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо:

7) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов);

8) огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);

9) сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными видами деятельности являются:

1) игорный бизнес;

2)организация и проведение лотерей.

Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта. На все виды спирта ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта. На спирт, реализуемый для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт, реализуемый лицам, не использующим его для производства алкогольной продукции. На объекты игорного бизнеса Правительством Республики Казахстан устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

В пределах установленных базовых ставок на объекты игорного бизнеса местные представительные органы устанавливают единую ставку акциза для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориальной единицы.

Объектом обложения акцизом являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми и (или) разлитыми им подакцизными товарам и реализация подакцизных товаров; передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных; иное в уставный капитал; использование подакцизных товаров при натуральной оплате; отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;

использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) различных подакцизных товаров для собственных производственных нужд;

2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного

топлива:

3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного

топлива;

4) реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность

государству подакцизных товаров;

5) осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса;

6) организация и проведение лагерей;

7) порча, утрата подакцизных товаров, акцизных марок.

Не подлежат обложению акцизом:

1) экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным

статьей 268 налогового Кодекса;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый, для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции; государственным медицинским учреждениям;

3) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов).

роз литая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 литра и зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар.

Налоговая база при осуществлении деятельности по организации и проведению лотереи определяется как сумма выручки, заявленная организатором лотереи, за минусом сумм, относимых в призовой фонд, при регистрации в налоговых органах выпуска в продажу лотерейных билетов, без включения в нее суммы акциза, и не подлежит

изменению после регистрации выпуска.

 

4. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и обращения товаров и вносится в бюджет по мере их реализации.

Реализация товаров производится по пенам (тарифам), увеличенным на сумму НДС. Но сумма НДС в расчетных документах указывается отдельной строкой. Налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, используемые для производственных целей, к издержкам производства и обращения не относится, и поэтому в цену продукции не входит.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).

Таким образом, НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия - лишь сборщики налога, поэтому они не заинтересованы в его сокрытии.

Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже, и налогом, взимаемым при покупке.

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются:

I) облагаемый оборот;

2) облагаемый импорт.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются лица, которые встали на учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан в соответствии со статьей 208 налогового Кодекса, за исключением государственных учреждений. Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лиги, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, начисленного по облагаемым оборотам в соответствии со статьей 245 настоящего Кодекса, и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со статьей 235 налогового Кодекса.

Ставки налога на добавленную стоимость:

1. Ставка налога на добавленную стоимость равняется 14 процентам и применяется к размеру облагаемого оборота.

2. По нулевой ставке облагаются налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров (работ, услуг), указанные в статьях 222-224 налогового Кодекса.

3. Ставка налога на добавленную стоимость по облагаемому импорту равняется 14 процентам от размера облагаемого им гюрза, установленного статьей 220

налогового Кодекса.

При импорте товаров, перемещаемых физическими лицами в упрошенном порядке, налог на добавленную стоимость может уплачиваться в составе совокупного таможенного платежа согласно пункту 2 статьи 516 налогового Кодекса, размер которого определяется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

 

Тема 6.Чистый доход и его связь с ценами

1. Прибыль как форма чистого дохода, реализуемого в цене.

Прибыль - это форма дохода, полученного после того, как товар будет

реализован по установленной цене. После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль. Чистая прибыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления. За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятий, а также содержание учреждений социальной сферы. Наряду с себестоимостью продукции в состав цены входит чистый доход. Основной формой чистого дохода является прибыль. Чистый доход может выступать в различных формах и зависит от экономической системы и бухгалтерского учета: прибыль, процент, рента, акцизы и т.д. Следует иметь в виду, что у западных экономистов существуют разные подходы к пониманию категории ""прибыль". Так. П. Самуэльсон формулирует четыре точки зрения на природу прибыли:

1) как безусловный доход от факторов производства;

2) как вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение

технических усовершенствований;

3) как плата за риск, неопределенность;

4) как монопольный доход.

Существование множества теорий возникновения прибыли связано как со сложностью самой категории, так и социально-политическими причинами. "Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и

затратами на ее производство и реализацию".

Понятия "прибыль от реализации продукции" и "прибыль предприятия" отличаются друг от друга. Прибыль предприятия включает в себя не только прибыль от реализации продукции, но и другие виды прибыли: от долевого участия в других предприятиях, дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, доходы от предоставления имущества в аренду, положительный курс по валютным счетам и другие.

Государство должно быть заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, так как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после налога на добавленную стоимость. При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.

2. Рентабельность.

Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли - величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Виды рентабельности: рентабельность затрат, продаж, имущества, уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую иену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.

Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. В настоящее время действует Закон РК от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях». В соответствии с этим законом Правительство РК утвердило 21 сентября 2005 года «Правила упрошенного государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий». Согласно этому постановлению государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в упрощенном порядке осуществляется:

1. утверждением тарифа (цены, ставки, сбора);

2. утверждением тарифной сметы;

3. утверждением особого порядка формировать затрат;

4. утверждением порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров и работ) и в целом по иной деятельности;

5. согласованием учетной политики;

6. утверждением временного компенсирующего тарифа (цены, ставки, сбора).

 

Тема 7. Государственное регулирование цен.

1. Сущность и необходимость государственного регулирования цен.

 

Политика цен - это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление

регулирования иен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за ах соблюдением. Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров и у слуг, финансовых средств, свободной экономической деятельности.

На рынке распространены несовершенная конкуренция, олигополия, монополия. В связи с этим рыночные системы функционируют в неидеальных условиях, что порождает целый ряд проблем, которые рынок решить не может.

Основные недостатки рынка:

1. Преимущества крупномасштабного производства ведут к монополизму и

ослаблению конкуренции.

2. Значительная дифференциация доходов населения.

3. Неспособность учитывать коллективные потребности (оборона, связь, медицина и т.д.), внешние эффекты (охрана окружающей среды).

4. Препятствие производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров и услуг.

5. Не обеспечивается полная занятость и стабильный уровень цен.

Для устранения этих недостатков рыночных систем осуществляется государственное регулирование экономики, в частности, государственное регулирование цен.

 

2. Цели государственного регулирования цен.

Государственное регулирование цен осуществляется с различными целями:

1) с целью стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей, производств;

2) с целью борьбы с инфляцией;

3) с целью поддержания определенных пропорций между отраслями и сферами

народного хозяйства;

4) с целью осуществления структурной перестройки;

5) с целью поддержания жизненного уровня населения;

6) с целью ограничения монополий и развития конкуренции и другими.

 

3. Характеристика государственного регулирования цен в странах с развитой рыночной экономикой.

 

В странах с развитой рыночной экономикой широко используется

государственное регулирование цен. Так, в США государство контролирует около 10% цен, в Японии - 20, Швейцарии - 50 и т.д.

Степень государственного регулирования цен в отдельных странах и в разные периоды различна. Она зависит от следующих факторов:

1) общего состояния экономики;

2) степени ее монополизации;

3) конкретной конъюнктуры в отдельных отраслях;

4) от целей экономической политики, проводимой различными государствами.

Степень государственного регулирования цен чем больше, тем сложней экономическая ситуация в страде. При устойчивом развитии экономики и незначительной инфляции государственное вмешательство в ценообразование осуществляется в значительно меньшей степени, чем это даже предусматривается законодательством. Чем более монополизирована экономика, тем выше степень ее государственного регулирования, включая такой инструмент борьбы со стагфляцией, как контроль зарплаты и цен (стагфляция = стагнация (падение) производства + рост цен (инфляция).

В США на 200 крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности, которые составляют 0,06% от общего числа фирм (356 тыс.), приходится 50% объема продаж.

Большинство стран с развитой рыночной экономикой имеет законодательные акты, определяющие права и роль государственных органов в регулировании цен, права и обязанности производителей в установлении цен и права потребителей. Так, в Австрии государственное регулирование осуществляется на основе закона о ценах, в Греции действует кодекс рыночного регулирования, утвержденный указом президента.

В Дании ценообразование регулируется законом о конкуренции, который включает в себя ранее действовавшие закон о ценах и прибыли и закон о деятельности монополий и конкуренции. В Норвегии вопросы цен регулируются законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением монополии.

В Российской Федерации в настоящее время действуют Закон, Указ Президента и постановления Правительства о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий. В Казахстане существует Закон «об ограничении монополистической деятельности», Закон «о естественных монополиях».

В разных странах цены регулируются на разных уровнях: парламентом, правительством, ведомствами и другими органами. Например, в Австрии по тем товарам, по которым существует государственная монополия (табак, соль, услуги связи и железнодорожного транспорта) цены устанавливаются решениями парламента; на спиртные напитки - министерством финансов. Рынок молока, зерна, мяса регулируется через специально созданные организации: Молочный фонд. Зерновой фонд. Комиссию по животноводству и производству мяса. В пределах этих фондов повышенная прибыль одних хозяйств может изыматься и передаваться хозяйствам с повышенными издержками.

Следует подчеркнуть, что сельское хозяйство пользуется ценовой поддержкой во многих странах. Так, в США на пшеницу, рис, кормовое зерно, хлопок, арахис, табак существуют залоговые цены, обеспечивающие фермеру минимальный доход. При неблагоприятной конъюнктуре фермер может сдать свою продукцию в залог по этим ценам. Если в дальнейшем конъюнктура улучшается, он может получить залоговую продукцию обратно и продать ее по более высоким рыночным ценам.

Не менее важную роль в США играет целевая цена, которая носит расчетный характер и определяет нижний уровень дохода типового фермерского хозяйства. Если рыночные цены опускаются ниже целевой, фермерам выплачивается компенсационная ценовая надбавка. В США большое внимание уделяется также ценовому паритету (соотношению) цен промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Как правило, государственное регулирование цен распространяется на три группы продукции:

- первая - определяющая структуру народных "базовых'' отраслей хозяйства

(топливо, энергетика, транспорт, связь);

- вторая - определяющая стоимость жизни (продовольствие, жилье);

- третья - требующая внешнеэкономических преференций (льгот).

 

4 . Методы регулирования цен.

 

По целям воздействия на цены различают методы:

1) ограничивающие (ограничительные);

2) запрещающие (запретительные);

3) стимулирующие (поощрительные).

Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики. Ограничительные методы применяются с целью ограничения роста цен в основном в условиях высокомонополизированной экономики и высокой инфляции. В наибольшей степени они характерны для централизованной плановой экономики и экономики переходного периода. К ним относится установление;

1) предельных цен;

2) фиксированных цен;

3) предельных коэффициентов изменения цен;

4) предельных уровней рентабельности;

5) декларированных цен и т.д.

Запретительные методы применяются с целью преодоления монополизма, развития конкуренции в условиях развитого рыночного хозяйства, стабильной экономики и направлены на запрет, главным образом, возможностей фиксации цен.

К запретительным относятся следующие методы:

- запрещающие фиксирование цен;

- запрещающие дискриминационные, хищнические и другие цены;

- запрещающие рекламу по принципу "заманивания и переключения".

По методам, запрещающим фиксирование цен. правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали. Горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями по установлению цен. Вертикальное фиксирование иен имеет место, когда производители или оптовики могут контролировать розничные цены.

Методы, запрещающие ценовую дискриминацию, предназначены для защиты мелких розничных магазинов. Ряд штатов США принял законы о нечестной торговле, которые запрещают розничной торговле продавать продукцию по ценам ниже издержек плюс фиксированный процент. Цель запрещения – предотвратить снижение цен ниже издержек крупными фирмами с целью устранения мелких конкурентов. Для предотвращения недобросовестной ценовой рекламы разработаны стандарты допустимого поведения.

Например, запрещается реклама по принципу "заманивания и переключения", когда покупателей завлекают в магазин низкими ценами, а затем говорят, что товар кончился. Для контроля от фирм требуют тщательного ведения отчетности и документации.

Поощрительные методы направлены на стимулирование или поощрение производства жизненно важных или базовых видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции, рыбопродукции, электрической энергии). К ним относятся рассмотренные ранее методы установления залоговых цен, целевых цен и др.

Тема 9. Ценообразование в агропромышленном комплексе.

 

1. Проблемы ценообразования в сельском хозяйстве.

Форма организации обучения: проблемная лекция.

Цель лекции: сформировать понятие об основных проблемах ценообразования в сельском хозяйстве.

Краткое содержание лекции

 

В рыночной экономике ценовой механизм функционирует в соответствии с объективными законами, прежде всего, с законом стоимости, принципами стоимостной эквивалентности. В основе его лежат свободные рыночные цены, закономерно отличающиеся от стоимости вследствие изменения соотношения спроса и предложения, а также других, часто противоречивых факторов и условий процесса воспроизводства. Цена среди экономических рычагов рыночного механизма выполняет самое большое количество функций, главными из которых являются учетная, стимулирующая и распределительная. Каждая из них играет определяющую роль в экономике любой отрасли. Однако, система ценообразования в агропромышленном комплексе РК была разрушена, огромный диспаритета цен по вертикали и неоправданная дифференциация экономики по горизонтали - такова сложившаяся ситуация в АПК республики. Следовательно, необходима разработка мер по совершенствованию ценообразования в агропромышленном комплексе.

С началом рыночных аграрных реформ в Казахстане акцент был сделан на приоритет свободного ценообразования и Правительство РК практически отказалось от регулирования и поддержки закупочных цен. Такая политика была полностью ориентирована на либерализацию цен, хотя на отдельные товары в общей системе АПК какое-то время сохранялись предельные «потолки».

Первые итоги либерализации закупочных иен оказали заметное влияние на рентабельность сельскохозяйственной продукции. Но с другой стороны. сельхозтоваропроизводители должны были платить за промышленные средства значительно больше, в целом за 1991-1995 гг. цены на них повышались более чем в 5 раз быстрее, чем закупочные. В последнее десятилетие цены на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в аграрном секторе, формируются в свободном режиме. Однако цены на промышленную продукцию определяются в соответствии с монопольными принципами. а закупочные под влиянием низкой платежеспособности населения и резкого снижения цен на внешнем рынке на основные виды сельскохозяйственной продукции.

Анализ производственно-финансовой деятельности сельхозпредприятий со статусом юридического липа (государственные товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы) показал, что они ведут производство наиболее эффективно, чем крестьянские (фермерские) хозяйства.

Следует отметить, что большинство вышеперечисленных сельскохозяйственных предприятий получили в 2003 г. 13,8 млрд. тенге прибыли. Число прибыльных хозяйств составило 2103 единиц, убыточных - 833 или - 28.4% к общей численности. От реализации продукции сельхозпредприятия получили 27,3 млрд.тенге, уровень рентабельности составил 18,1 %. в том числе растениеводства- 46,4%. зерновых культур - 49,4% подсолнечника - 43.8%, сахарной свеклы - 11,4% ).

Опыт стран Европейского союза (ЕС) также свидетельствует о преимуществе различных цен на сельскохозяйственную продукцию. В них бюджетная надбавка сельхозтоваропроизводителям выплачивается из расчета на единицу товарной продукции и составляет почти 30-35% полной закупочной цены, но не входит в нее.

Государство при формировании системы цен в сельском хозяйстве, должно решить следующие задачи:

-определить реальное соотношение цен посредством свободного ценообразования на рынках материально-технических ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

-обеспечить равные права и условия для субъектов предпринимательства (демонополизация и зашита экономической конкуренции, содействие развитию

- предпринимательства, свободное продвижение товаров и ресурсов, прозрачность рынков).

Уровень целевой цены на сельскохозяйственную продукцию должен определяться с учетом возмещения затрат (включая среднюю норму дохода на каптал товаропроизводителя и расчетную земельную ренту) и получения определенного дохода и земельной ренты. Для ее определения предлагается соблюдение технологических процессов с учетом нормативов затрат. Также нужно принять следующий комплекс мер по совершенствованию ценообразования в агропромышленном комплексе Казахстан:

- создать благоприятные условия для конкуренции на продовольственном

рынке, чтобы ослабить монополистическое влияние на цены в АПК. закупки

должны производиться по рыночным ценам, сложившимся в конкретном регионе, т.е. по тем, которые обеспечивают выгодную реализацию продукции;

- необходимо перейти к системе прямых бюджетных надбавок в расчете на

единицу реализованной продукции;

-проводить экономическую политику регулирования импорта

сельхозпродукции и продукции перерабатывающей пищевой промышленности.

которая обеспечит такой уровень пошлин и таможенных тарифов, чтобы цены на

отечественную были на 10-20% ниже, чем импортные.

Тема 10. Ценообразование в транспортном комплексе

1. Ценообразование в сфере железнодорожного транспорта.

Особенностью тарифов на железнодорожные грузовые перевозки является то, что они не только определяют уровень стабильности железнодорожного транспорта, как самостоятельной отрасли, работающей в условиях самофинансирования, но и, наряду с другими базовыми отраслями, оказывают воздействие на экономическое положение предприятий и отраслей материального производства.

С принятием Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2004 года N 145 и внесением в июле 2004 года изменений в Закон Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" начат процесс организационного и финансового разделения естественно-монопольной деятельности и других видов деятельности акционерного общества "Национальная компания Казакстан темір жолы" (далее - АО "НК Казакстан темір жолы"). К сфере естественной монополии на железнодорожном транспорте отнесена деятельность по оказанию услуг магистральной железнодорожной сети (далее - МЖС) и услуг подъездных путей. Остальная деятельность, включая перевозку грузов и пассажиров, выведена в конкурентную сферу.

Суть реализуемой в настоящее время в Казахстане концепции реформирования железнодорожной отрасли направлена на либерализацию и сужение регулируемого сектора за счет внедрения конкуренции в отрасли там, где это возможно и коммерциализацию (ориентированность на результат) монопольного сектора за счет экономически обоснованного и эффективного ценообразования.

До 20 июля 2004 года в Республике Казахстан в республиканском сообщении тарифы применялись при перевозках грузов между станциями, находящимися на территории Казахстана, и рассчитывались по ставкам прейскуранта N 10 издания 1989 года "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки", исчисляемым в рублях, с учетом повышающих коэффициентов индексации и пересчета рублей в тенге, устанавливаемых уполномоченным органом.

Грузовые тарифы на перевозки грузов в межгосударственном сообщении рассчитывались по ставкам прейскуранта "Тарифы на экспортно-импортные грузовые железнодорожные перевозки", которые исчислялись в швейцарских франках, с учетом повышающих коэффициентов, устанавливаемых уполномоченным органом и пересчитывались в валюту платежа в тенге по курсу Национального Банка Республики Казахстан на день платежа, который был введен с 1 июля 1999 года.

С 20 июля 2004 года утверждены и введены в действие тарифы на услуги

магистральной железнодорожной сети при перевозке грузов железнодорожным

транспортом, получаемые путем пропорционального разделения тарифов на грузовые перевозки на инфраструктурную и другие составляющие. Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом формируются из четырех составляющих: тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивной тяги, грузовой и коммерческой работы и пользование вагонами и

контейнерами.

В настоящее время совместно с заинтересованными государственными органами и потребителями услуг оператора магистральной железнодорожной сети проводится разработка проекта методики расчета тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети в соответствии с перечнем операций, входящих в услуги МЖС. утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Методика расчета тарифов на услуги подъездных путей утверждена приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 30 декабря 2004 года N 516-ОД.

При этом ценовому государственному регулированию подлежит плата, вносимая перевозчиками за пользование услугами магистральной железнодорожной сети, остальные составляющие железнодорожного тарифа (услуги локомотивной тяги и железнодорожные перевозки) потенциально относятся к конкурентному сектору, но в настоящее время регулируются со стороны государства, в соответствии с законодательством о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Существующая сегодня дифференциация тарифов по отдельным категориям

перевозок (видам сообщения и родам грузов) стала результатом: применения в определенный период развития' экономики страны дифференцированного подхода к субъектам, экспортирующим продукцию и поставляющим его на внутренний рынок; применения на протяжении многих лет метода индексации базовых ставок прейскуранта 10-01 путем дифференцированного установления коэффициентов удорожания тарифных ставок на отдельные рода грузов.

Дифференциация цен на продукцию естественных монополий служит инструментом социальной и экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является дополнением к фискальной макроэкономической политике.

В связи с предстоящим вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию планируется выравнивание тарифов во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщениях по согласованному в рамках переговорного процесса графику. Введенные тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети путем пропорционального разделения тарифов прейскуранта 10-01 являются временными - до разработки и принятия новой тарифной методологии.

В то же время существуют определенные трудности по внедрению новой методологии тарифного регулирования, связанные с неготовностью АО "НК "Казакстан темир жолы" передать функции перевозчика "Казжелдортранс" по ряду технических и организационных причин. В связи с чем АО "НК "Казакстан темир жолы" остается Национальным перевозчиком услуг до 1 января 2007 года.

Вместе с тем совершенствование тарифной политики в среднесрочной перспективе позволит сформировать конкурентную среду и принесет выгоды всем: потребителям - в виде низких цен: нерегулируемым предприятиям - в форме большей либерализации рынка: регулируемым предприятиям - через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

 

2. Ценообразование в сфере аэропортов.

В настоящее время в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий включены все аэропорты республики.

С целью привлечения авиаперевозчиков в рамках использования транзитного

потенциала региона путем ограничения государственного тарифного регулирования деятельности аэропортов утверждена номенклатура услуг аэропортов, на которые применяются регулируемые государством цены, предусматривающая выведение части услуг в конкурентную среду. Номенклатура включает исчерпывающий перечень услуг, при этом основными являются обеспечение взлета и посадки (приема и выпуска), обеспечение авиационной безопасности и услуги по предоставлению мест стоянки воздушного судна.

В целях обеспечения прозрачности формирования тарифов на услуги оказываемые аэропортами в условиях естественной монополии, была введена в практику регулирования методика расчета аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание в аэропортах Республики Казахстан, позволяющая оптимально распределять затраты предприятий по видам оказываемых услуг.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, в том числе направленные на совершенствование нормативной базы, основной проблемой тарифного регулирования в сфере аэропортов является необходимость устранения практики применения необоснованной дифференциации тарифов на услуги некоторых аэропортов по группам потребителей, которая сохранилась до настоящего времени в 11 из 20 аэропортов республики.

Кроме того, на предприятиях отсутствует раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов. В этой связи, для обеспечения прозрачности и обоснованности затрат, учитываемых при формировании тарифных смет и тарифов на регулируемые услуги аэропортов и аэронавигации разработаны и утверждены Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов. Внедрение раздельного учета позволит обеспечить прозрачность и обоснованность затрат, учитываемых при формировании тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы), а также будет способствовать прекращению практики перекрестного субсидирования одних услуг (товаров, работ) за счет других, в том числе переноса части расходов от нерегулируемых услут (товаров, работ) на регулируемые.

Также, в целях дальнейшего совершенствования системы тарифообразования на регулируемые услуги аэропортов необходимо разработать новую методику расчета тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов.

 

3.Ценообразование в сфере морского транспорта.

 

Услуги морских портов на сегодняшний день оказываются двумя предприятиями, включенными в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий: республиканское государственное предприятие "Актауский международный морской торговый порт" и акционерное общество "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот".

Услуги морских портов регулируются согласно утвержденному перечню обязательных услуг морского порта, в соответствии с которым к регулируемым услугам отнесены погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами морского порта, и услуги за заход судна в морской порт для производства грузовых операций и/или иных целей с последующим выходом из порта (судозаход).

В рамках реализации Программы совершенствования тарифной политики субъектов естественной монополии на 2002-2004 годы. утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2002 года N 1126. разработана и утверждена методика по расчету ставок сборов и плат за работы и услуги, выполняемые морским портом. Кроме того, для проведения гибкой тарифной политики, направленной на увеличение объема оказываемых услуг и создание условий на переориентацию транзитных грузов через Республику Казахстан, разработаны и утверждены Правила установления и отмены временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на услуги по перевалке грузов, выполняемые ситами и средствами морского порта.

В ближайшей перспективе необходимо продолжать совершенствовать тарифную методологию. применяемую к деятельности предприятий, оказывающих услуги морских портов путем внедрения раздельного учета затрат и задействованных активов и разработки порядка установления ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Уровень, состав и структура цены. | Тема 11. Тарифы на услуги


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.017 сек.