Полезность – способность блага удовлетворять потребность.
Полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:
По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Цена товара определяется не общей, а предельной полезностью.
Функция полезности это функция показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретения любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
При увеличении потребления общая полезность растет, а предельная падает.
Потребительский выбор (равновесие потребителя) – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.
где MU — предельная полезность отдельных товаров; P — их цена.
Потребительский спрос - часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам. Делиться на функциональный и нефункциональный спрос. К потребительским товарам относятся:
· продукты питания
· одежда
· обувь
· другие товары (бытовая техника, легковые автомобили, мотоциклы и т.д.)
Функциональный спрос – часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами товара.
Нефункциональный спрос – обусловлен факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами (см. Аномальные случаи формирования спроса вопрос 15).