Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара.
СЛИШКОМ НИЗКАЯ ЦЕНА
|
|
|
| СЛИШКОМ ВЫСОКАЯ ЦЕНА
|
| ВОЗМОЖНАЯ ЦЕНА
|
|
Получение прибыли при этой цене невозможно
| Себестоимость продукции
| Цены конкурентов и цены товаров ― заменителей
| Уникальные достоинства товаров
| Формирование спроса при этой цене невозможно
|
Рис. 63. Основные соображения при назначении цен
Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров.
Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и соотношениях между марками производителей и частными марками5.
Логично ли при назначении цен пользоваться стандартными наценками? Как правило, нет. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. Кладбище розничного бизнеса забито могилами купцов, которые твердо держались за свои стандартные наценки, в то время как конкуренты устанавливали цены со скидками.
И все же методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин.
Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе.
Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
В-третьих, многие считают методику расчета «средние издержки плюс прибыль» более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам.