1. Формирование отпускных цен на новые социально значимые продовольственные товары (далее - новые товары) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством социально значимых продовольственных товаров, реализуемых на территории Республики Беларусь (далее - организации-изготовители) с соблюдением особенностей, указанных в настоящем приложении. 2. Для целей настоящего приложения используемые термины имеют следующее значение: новые товары - социально значимые продовольственные товары, изготовленные организацией-изготовителем впервые или отличающиеся от выпускаемых ранее свойствами или характеристиками и получающие новое обозначение в соответствии с техническим нормативным правовым актом в области стандартизации (стандартом или техническими условиями) и (или) технологическим документом (рецептурой, техническим описанием, технологической инструкцией, технологическим регламентом) и новое определение (наименование); аналогичные социально значимые продовольственные товары (далее - аналогичные товары) - социально значимые продовольственные товары, реализуемые на рынке Республики Беларусь, которые классифицируются одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь с новыми товарами или полностью им идентичны либо имеют характеристики, близкие к характеристикам новых товаров по сырьевому составу, пищевой ценности, качественным и органолептическим показателям. 3. Отпускные цены на новые товары формируются организациями-изготовителями исходя из цен на аналогичные товары, производимые ими. В случае, если организациями-изготовителями не производятся аналогичные товары, при формировании отпускных цен на новые товары учитывается уровень отпускных цен на аналогичные товары других организаций-изготовителей, конъюнктура рынка. 4. В качестве аналогичных товаров организациями-изготовителями выбираются один или два вида выпускаемых ими товаров, пользующихся покупательским спросом. 5. При выпуске новых товаров, незначительно отличающихся от выпускаемых аналогичных товаров по качественным и органолептическим показателям, отпускные цены на новые товары определяются с учетом разницы в стоимости сырья по сравнению с аналогичными товарами. При этом разница в стоимости сырья рассчитывается исходя из норм расхода различных видов сырья согласно рецептурам и отпускных (закупочных) цен без налога на добавленную стоимость на сырье по форме согласно прилагаемой ниже таблице. Дополнительно также учитывается экономически обоснованное изменение других затрат на производство новых товаров, в том числе по фасовке и (или) упаковке. 6. Размер прибыли (уровень рентабельности) при формировании отпускных цен на новые товары определяется с учетом размера прибыли (уровня рентабельности) аналогичных товаров, но не выше установленных законодательством Республики Беларусь предельных уровней, а в случае убыточности аналогичных товаров - не выше средней рентабельности по товарной группе, в которую входят новые и аналогичные товары.
32. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ У ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙОбщее правило включения налогов в калькуляцию Нормативные правовые акты с описанием порядка формирования отпускной цены субъектами хозяйствования, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН), пока не приняты. Общий же порядок ценообразования для упрощенной системы не подходит. В таких условиях при обосновании уровня отпускных цен организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, нередко допускают ошибки. Например, в калькуляцию не включается налог, уплачиваемый при УСН, но включаются оборотные налоги, плательщиком которых данный субъект хозяйствования не является. Чтобы правильно сформировать отпускную цену, необходимо соблюдать простое правило: в калькуляцию должны включаться только те налоги, плательщиком которых данный субъект хозяйствования является в рамках применяемой им системы налогообложения. Особенности формирования цены на выпускаемую продукцию в случае применения упрощенной системы Составление калькуляции отпускной цены на реализуемую продукцию можно условно разделить на три этапа:1) формирование затрат (полной себестоимости) единицы продукции;2) определение суммы прибыли, включаемой в цену единицы продукции;3) исчисление оборотных налогов.Рассмотрим особенности ценообразования на каждом из обозначенных этапов в случае применения упрощенной системы.1. Формирование затрат (полной себестоимости) у субъектов хозяйствования, применяющих УСН, в целом такой же, как у субъектов хозяйствования, применяющих общий порядок налогообложения. Отличие состоит лишь в следующем:- у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и не являющихся плательщиками НДС, «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) к вычету не принимается, а относится на увеличение стоимости приобретенных активов, попадая в итоге в затратную часть калькуляции отпускной цены;- в затратной части калькуляции отсутствуют суммы земельного налога, налога за использование природных ресурсов (экологического налога), иных включаемых в затраты обязательных платежей, не уплачиваемых при переходе на упрощенную систему.2. Определение суммы прибыли, включаемой в цену (процента рентабельности), осуществляется в том же порядке, что и у субъектов хозяйствования, применяющих общий порядок налогообложения.3. Исчисление оборотных налогов заключается в исчислении:одного лишь налога при УСН по ставке 10% (примечание 1) - организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС;налога при УСН по ставке 8% (примечание 1) и налога на добавленную стоимость - организациями и индивидуальными предпринимателями - плательщиками НДС.Особенности исчисления налога при УСННалог при упрощенной системе относится к группе налогов, исчисляемых по принципу скидки. Это означает, что при исчислении данного налога за 100% принимается сумма с учетом налога, а сумма без налога (соответствует общей сумме учитываемых при ценообразовании затрат и включаемой в цену прибыли) принимается равной разнице: 100% минус ставка налога при УСН.Таким образом, при формировании отпускной цены (при составлении калькуляции) налог при упрощенной системе исчисляется путем составления следующей пропорции:
Налог при УСН = (общая сумма затрат + прибыль) х ставка налога при УСН / / (100% - ставка налога при УСН).
33. Обоснование прибыли в цене важный этап технологии обоснования цены: на предприятии, поскольку именно прибыль большей частью выступает критерием формирования оптимального плана производства, оценки эффективности принятия различных управленческих решений. Для определения суммы прибыли в цене самому предприятию необходимо обосновать для себя целесообразную (целевую) норму рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства Расчет ее базируется на принципе «достаточности».Возможны два способа включения прибыли в отпускную цену единицы продукций:• в процентном отношении к полной себестоимости единицы продукции, используя установленный процент рентабельности. Этот способ на практике используется чаще;• в абсолютной величине. В этом случае включаемая в цену сумма прибыли имеет фиксированную (в рублях) величину. Этот способ позволяет запланировать сумму чистой прибыли, «зарабатываемой» с единицы реализованной продукции, еще на этапе формирования отпускной цены.
34. Оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям. Оптовая цена состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС. В составе издержек обращения оптовой торговли большую долю чем в розничной занимают переменные затраты Поэтому в торговле объем товарооборота имеет несколько значительное влияние на издержки обращения чем в розничной, то оде как сама методика расчета влияния этого фактора на издержки обращения оптового предприятия значительных особенностей нетє.Как уже отмечалось, оптовый товарооборот подразделяется на складской и транзитный с участием в расчетах В связи с этим в торговле есть некоторые особенности анализа влияния состава и структуры товарооб бороться на расходы обращениеу.Учет издержек обращения (расходов на сбыт) в оптовой как и в розничной торговле ведется в целом по предприятию Поэтому определить влияние структуры товарооборота на издержки обращения в торговле можно т только косвенным путем, используя нормативные показатели сравнимой витратомисткости составных частей товарооборота, разработанные для оптовых баз различного профиля и специализации Вместе с тем в оптовые и торговли в отличие от розничной учет товаров являются количественно-суммовым, что обеспечивает точные данные о структуре товарооборотту.
35. Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого-то бы ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно - путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
36. Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования. Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений торговых предприятий между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами. При определении размера средней торговой надбавки (оптово-сбытовой)рекомендуется использовать следующую формулу:Тн = ИО+Н+П, (1) где ИО - плановый размер издержек обращения;
Н - размер налогов (НДС и другие обязательные отчисления и налоги, исчисляемые от валового дохода);П - прибыль. Издержки обращения при расчете торговых надбавок рекомендовано определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности. Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый в торговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период. Налоги, включаемые в расчет торговых надбавок, исчисляются по методикам, предусмотренным налоговым законодательством. При этом косвенными налогами, включаемыми в состав торговой надбавки являются акциз, налог на добавленную стоимость.
37. Механизм формирования розничных цен Розничные цены на продовольственные товары формируются предприятиями розничной торговли в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее – Положение № 43), за исключением отдельных групп продукции, на которые установлены фиксированные или предельные розничные цены. Порядок включения налога на добавленную стоимость в розничные цены товаров определен Разъяснением о некоторых вопросах ценообразования в связи с введением в действие зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость, утвержденным Минэкономики 11.01.2000, Минфином 11.01.2000 и ГНК РБ 12.01.2000. Вышеуказанными нормативными актами определено, что розничная цена продукции определяется торговыми организациями исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя (закупочной цены сельхозпроизводителя) или импортера, оплаченной оптовой и торговой надбавки, не превышающей предусмотренный предельный уровень, суммы налога на добавленную стоимость по установленным ставкам. Расчет розничной цены при этом производится по следующим формулам: Рц = Оц + Оц x Тн / 100 + (Оц + Оц x Тн / 100) x СНДС / 100 или Рц = Оц x (1 + Тн / 100) x (1 + СНДС / 100), где Рц – розничная цена с налогом на добавленную стоимость; Оц – отпускная цена; Тн – размер торговой надбавки с учетом оптового звена, %; СНДС – ставка налога на добавленную стоимость, %. По товарам, которые освобождены от налога на добавленную стоимость, в соответствии с вышеназванным Разъяснением розничные цены определяются организациями торговли путем взимания в установленных пределах торговых надбавок, включающих оптовые надбавки, к отпускным ценам предприятий-изготовителей или импортеров с учетом налога на добавленную стоимость. В данном случае формулы расчета розничных цен будут следующие: Рц = Оц + Оц x СНДС / 100 + (Оц + Оц x СНДС / 100) x Тн / 100 или Рц = Оц x (1 + СНДС / 100) x (1 + Тн / 100). Согласно Закону РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год" налог с продаж товаров в розничной торговле (за исключением социально значимых товаров по перечню, определяемому Советом Министров РБ) устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды. Расчет конечной розничной цены на продовольственные товары с учетом налога с продаж товаров производится по формулам: Рцн.п = Рц + Рц x Сн.п / 100 или Рцн.п = Рц x (1 + Сн.п x 100), где Рцн.п – розничная цена с учетом налога с продаж товаров. При этом, исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя или импортера, конечная розничная цена с учетом налога с продаж товаров будет определяться по формуле: Рцн.п =Оц x (1 + Тн / 100) x (1 + СНДС / 100) x (1 + Сн.п / 100). Таким образом, если на продукцию установлена отпускная цена в размере 5000 руб., предельная торговая надбавка – до 30%, налог на добавленную стоимость – 18% и налог с продаж товаров – 5%, то быстрый расчет розничной цены (ее предельного уровня) можно произвести следующим образом: Рцн.п = 5000 x 1,3 x 1,18 x 1,05 = 8053,5 руб., или с округлением 8050 руб.
38. Торговая надбавка - элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.Торговая надбавка является элементом розничной цены и представляет собой цену реализации товара оптовыми, торгово- закупочными и розничными организациями. Торговая надбавка условно состоит из двух частей: оптовой и розничной надбавок.Розничная надбавка включает следующие части:
1. издержки обращения, состоящие из расходов на оплату труда торговых работников, амортизации основных производственных фондов, расходов на хранение, транспортировку, упаковку продукции, расходов на тару, рекламу, налогов и неналоговых платежей, включаемых в себестоимость, отчислений на социальные нужды, потерь в пределах установленных норм;
2. прибыль, определенной с учетом денежных средств на развитие материально-технической базы (фонд накопления), образование фонда для социальных нужд предприятия (фонд потребления), налогов, отчисляемых с прибыли, взносов на создание резервного фонда;
3. налоги и неналоговые платежи, выделяемые отдельными элементами в структуре цены;
4.отчисления на пополнение собственных оборотных средств, отчисляемые торговыми предприятиями независимо от формы собственности в размере 6% валового дохода, за минусом косвенного налога: в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, аграрной науки и пользователей автодорог в дорожные фонды (3%).
40. Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска, утверждена решением Мингорисполкома от 08.09.2011 № 2674 (далее – Инструкция № 2674) и вступила в силу с 13 октября 2011 г.
Она распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, организующих питание в учреждениях образования на территории г. Минска.
Формировать розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования г. Минска, предписано исходя из розничных цен на сырье и предельной наценки в следующих размерах:
40 % – при организации питания за счет средств бюджета г. Минска;
50 % – при организации питания без привлечения средств бюджета г. Минска.
Розничные цены на сырье необходимо определять исходя из отпускной цены организаций-производителей или импортеров, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-производителя или импортера и НДС.
Предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам на товары, используемые в качестве сырья для приготовления продукции собственного производства, не вошедшие в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики, и перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495, применяют в следующих размерах:
15 % – при организации питания в учреждениях общего среднего образования;
30 % – при организации питания в других учреждениях образования.
Организациям общественного питания учреждений образования разрешено устанавливать наценку на производимую продукцию общественного питания, которая должна:
– во-первых, покрывать расходы, понесенные организацией общественного питания;
– во-вторых, обеспечить получение прибыли.
Розничные цены на сырье организации общественного питания определяют исходя из отпускной цены организаций-производителей или импортеров, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-производителя или импортера и НДС.
41. Калькуляционная карточка предназначена и обязательна для формирования продажной цены отдельно на каждое блюдо, изделие. В калькуляционной карточке указываются:наименование блюда, изделия;порядковый номер калькуляционной карточки;номер рецептуры, колонки и название сборника, из которого рецептура взята;наименование продуктов, количество продуктов в килограммах (на 100 порций или 10 кг соуса, гарнира, фарша);розничная цена 1 кг продукта с учетом установленных торговых надбавок и наценок на продукцию собственного производства;стоимость набора сырья на 100 порций (10 кг);продажная цена одной порции;размер применяемой наценки в процентах к стоимости набора сырья;выход готовой продукции в граммах (вес соуса и гарнира для вторых блюд указывается через дробь);дата составления калькуляции. При определении продажных цен на блюда и кулинарные изделия нормы закладки продуктов, входящих в их состав, следует округлять до десятых долей килограмма. На булочные и кондитерские изделия - до сотых долей килограмма с округлением итоговых весов до десятых долей килограмма. Исключением являются соль, специи, сода, аммоний, приправы, пряности, эссенция, вино, коньяк и другое, округление норм закладок которых производится до тысячных долей килограмма.
При составлении нарядов-заказов в торговых объектах общественного питания округление итогового веса продуктов производится до десятых долей килограмма.Продажная цена реализации одной порции, блюда, изделия определяется путем деления стоимости набора сырья и продуктов на 100 или 10 с округлением согласно Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов.Продажная цена одной порции, блюда, изделия для объектов общественного питания, работающих по нарядам-заказам, определяется путем деления стоимости набора сырья в розничных ценах с учетом установленных наценок, соответствующих категории торгового объекта общественного питания, на количество приготовленных порций.Калькуляционные карточки подписываются лицом, ответственным за формирование цен, заведующим производством и утверждаются руководителем организации общественного питания. Калькуляционные карточки нумеруются, регистрируются в специальном журнале и хранятся на бумажных носителях. При компьютерной обработке допускается хранение калькуляционных карточек и реестров на магнитных носителях, при этом ответственность за достоверность информации несет руководитель организации общественного питания.Сформированные продажные цены блюд и товаров, реализуемых в торговых объектах общественного питания, с указанием массы, объема или другой меры измерения одной порции, блюда, изделия должны быть доведены до потребителей посредством меню, карты вин, прейскурантов цен.
45. Государственное регулирование цен на сельхозпродукцию в соответствии с Указом № 285 производится Правительством в форме утверждения фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, включенную в перечень республиканских государственных нужд. Действующие закупочные цены на продукцию животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи) утверждены постановлением Совета Министров РБ от 04.03.2005 № 243 "О закупочных ценах на продукцию животноводства, реализуемую для республиканских государственных нужд". Закупочные цены дифференцируются на молоко по сортам, на скот – по категориям упитанности в живом и убойном весе с дифференциацией.
На продукцию растениеводства урожая текущего года закупочные цены установлены постановлением Совета Министров РБ от 29.03.2006 № 427 "О закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию урожая 2006 года, реализуемую для республиканских государственных нужд"*. Данным постановлением утверждены фиксированные закупочные цены на рожь, пшеницу, тритикале, ячмень, овес, гречиху, маслосемена рапса, сахарную свеклу, семена зерновых культур. При этом уровень закупочных цен на зерновые, маслосемена рапса дифференцирован по классам или группам продукции, на семена – по репродукциям, на сахарную свеклу – в зависимости от сроков реализации и качественных параметров. По установленным данным постановлением закупочным ценам производится авансирование проведения сельхозорганизациями весенне-полевых работ, а также будут осуществляться расчеты за реализуемую продукцию в сезон сбора урожая. Изменение закупочных цен на продукцию растениеводства нового урожая произведено в рамках установленных параметров инфляции в пределах 5–7% (кроме тритикале) к закупочным ценам на продукцию урожая прошлого года, предусмотренным постановлением Совета Министров РБ от 12.07.2005 № 769 "О закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию урожая 2005 года, реализуемую для республиканских государственных нужд"**.
46.Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, реализуемую для республиканских государственных нужд, утверждаются без налога на добавленную стоимость на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельхозпродукции.Экономическое обоснование фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, реализуемую для государственных нужд, составляется Минсельхозпродом и Минэкономики РБ при подготовке и внесении совместно с другими заинтересованными органами республиканского и местного управления проектов постановлений Правительства исходя из анализа фактически сложившихся в среднем по республике затрат на производство сельскохозяйственной продукции в эффективно работающих хозяйствах, нормативного расхода материальных ресурсов, прогнозируемого изменения затрат в плановом периоде, обеспечения необходимого уровня прибыли для ведения простого или расширенного воспроизводства, сложившейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, установленных параметров инфляции, анализа влияния изменения закупочных цен на другие сферы экономики. При обосновании ожидаемой рентабельности учитываются средства, выделяемые из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в виде надбавок к закупочным ценам.
47. Инструкцией предусмотрены порядок составления экономического обоснования формируемых производителями сельскохозяйственной продукции закупочных цен, а также единые подходы к включению в расчеты цен плановых (нормативных) затрат, определению прибыли, приведены единые формы плановой калькуляции по расчету себестоимости и закупочных цен, расшифровок сырьевых и материальных затрат на продукцию растениеводства и животноводства.Согласно Инструкции плановые затраты на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, учитываемые при формировании закупочных цен, рассчитываются в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (рег. № 2293/12), а также Отраслевыми рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции сельскохозяйственных предприятий, утвержденными Минсельхозпродом РБ 14.12.1999 № 316.
Инструкцией определено, что прямые затраты материальных ресурсов (сырья и материалов), включаемых в плановую или нормативно-прогнозную себестоимость продукции сельского хозяйства, рассчитываются по утвержденным нормам и нормативам их расхода на производство конкретных видов сельхозпродукции и ценам (себестоимости) этих ресурсов. При этом с учетом особенностей ведения сельхозпроизводства предусмотрены дифференцированные подходы к обоснованию материальных затрат на продукцию животноводства и растениеводства.В настоящее время основные нормативы, используемые при производстве животноводческой и растениеводческой продукции, включены в Справочник нормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденный Минсельхозпродом в 2002 г. и разработанный Национальной академией наук, НИРУ "БелНИИ аграрной экономики". Конкретные нормы и нормативы на производство сельхозпродукции могут также утверждаться вышестоящими органами республиканского или местного управления, а при отсутствии некоторых норм – руководителями сельскохозяйственных организаций.
48. Порядок включения косвенных налогов и платежей в цену товараВ цену товара включаются также так называемые косвенные налоги и платежи (А, МЦФ, РЦФ).Акциз . В Республике Беларусь многие производимые товары являются подакцизными. Акцизами (А) облагается следующая продукция: спирт гидролизный технический, спиртосодержащие растворы (за исключением растворов с денатурированными добавками), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро – водочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов), табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые с объемом двигателя более 2500 см^3, микроавтобусы.Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в евро или белорусских рублях на единицу реализованной продукции) . Общий норматив отчислений по сборам на формирование местных целевых бюджетных жилищно – инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (МЦФ), на текущий год установлен по ставке от объема реализации продукции согласно действующему законодательству.
В торговле, заготовках эти отчисления производятся от валового дохода, в общественном питании – от валового дохода без учета доходов от собственного производства, организациями бытового обслуживания населения – от объема реализации товаров (работ, услуг) без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей. Особенности исчисления указанных сборов в отдельных отраслях и видах деятельности определены п. 6 ст. 11 Закона Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на текущий год . фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налогу с пользователей автомобильных дорог (РЦФ) в соответствии со ст. 24 Закона Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на текущий год установлена в размере Х %. Особенности исчисления РЦФ в отдельных отраслях отражены в п.4 ст. 24 названного Закона.Льготы по отчислениям в МЦФ и РЦФ указаны в п.5 ст. 11 и п. 2 ст. 24 Закона Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на текущий год. Например, потребительская кооперация отчисления в МЦФ и РЦФ не производит.Налог на добавленную стоимость . С 2000 г. изменен порядок исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы привести в соответствие правовые нормы Республики Беларусь и России по этому налогу. В Беларуси принят за основу так называемый зачетный (инвойсный) метод исчисления НДС.В себестоимость продукции не включается НДС, уплаченный по сырью и комплектующим (так называемый входной НДС).Ставка налога на добавленную стоимость с 2004 г. установлена в размере 18 %, а по некоторым продовольственным товарам, товарам для детей – 10 %. Имеется также ставка 0 %.Перечень товаров, при реализации которых действует ставка в размере 10 % для организаций-производителей, а также организаций общественного питания, заготовительных организаций при реализации произведенных ими продовольственных товаров на территории Республики Беларусь и ввозе таких товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 175 от 9 февраля 2000 г. Так, ставка в размере 10 % применяется на детскую одежду и обувь, школьные тетради, детские коляски, игрушки и т. п. Эта же ставка используется на хлеб и хлебобулочные изделия, пельмени, кондитерские изделия, крупу, муку, макаронные изделия, продукты детского и диетического питания, овощи, фрукты и продукты их переработки, кофе, минеральную воду, сахар, яйца, рыбу, рыбопродукты (за исключением деликатесных), скот и птицу в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко и молокопродукты (за исключением отдельных сортов сыров), растительное масло, соль, маргарин, комбикорма и т.д.
Ставка в размере 10 % применяется также по реализации колхозами, совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, межхозяйственными объединениями, сельскохозяйственными кооперативами, подсобными сельскими хозяйствами предприятий и организаций, другими сельскохозяйственными формированиями произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и дикорастущих растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
* Гл. бухгалтер. Ценообразование. – 2006. – № 4. – С. 21–27.