Особенности смешанного регулятора состоят в том, что он объединяет устойчивость государственного регулирования и гибкость рыночного механизма. С помощью его можно достичь эффективного производства, социальной справедливости, стабильного экономического роста. Наконец, попеременно ужесточая или ослабляя государственное вмешательство, становится возможным установить долгосрочное макроэкономическое равновесие.
Сегодня таким способом регулируется экономика всех высокоразвитых стран мира. Однако это не означает, что их экономические системы абсолютно одинаковые. Каждой из них присущи свои границы государственного регулирования.
В целом выделяется два типа смешанных систем:
1. превалируют рыночные механизмы,
К первому типу принадлежит США, где только пятая часть национального производства выпускается государственными предприятиями. Здесь доминируют законы конкуренции, а роль государства сводится к установлению законодательного поля для фирм, выпуску денег и финансированию производства общественных товаров(транспорта, связи и др.).
2. принципы государственного планирования.
В странах с максимально допустимым участием государства (Швеция, Япония, Германия) государство производит около 40% товаров и услуг.
Государственные меры:
1. формирует основы налогообложения, правовую базу,
2. проводит антиинфляционную политику,
3. стимулирует конкуренцию,
4. разрабатывает и реализует национальные программы научно-технического прогресса,
5. поощрения экспорта
6. и другие.
7. В периоды спадов государство про водит антикризисную политику, помогая предприятиям и потребителям справиться с последствиями кризиса, а в периоды чрезмерного подъема при меняет мероприятия по сдерживанию деловой активности, дабы не произошел кризис перепроизводства.
8. Особое внимание уделяется социальной сфере:
8.1 государство устанавливает минимальный уровень заработной платы,
8.2 перераспределяет доходы в пользу малоимущих,
8.3 реализует программы защиты окружающей среды,
8.4 здравоохранения и
8.5 образования.
Государственное регулирование применяется не во всех сферах, т.к. в некоторых оно является нецелесообразным и даже может быть пагубным. Поэтому определяются те области деятельности, в которых государственное участие жизненно необходимо (т.к. других способов разрешения проблем нет), заранее просчитываются результаты применяемых мер, принимается во внимание вероятность негативных последствий вмешательства государства и предпринимаются соответствующие шаги. В целом основной принцип государственного регулирования заключается в том, что государство не должно ломать рыночный механизм, если тот в состоянии быть более эффективным в данной сфере или области хозяйствования.
Таким образом, сегодня в управлении экономической системой одинаково важными являются и государство, и рынок, которые только в совокупности способны обеспечить долгосрочное макроэкономическое равновесие.
9. Фискальная политика
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.
Первая цель — стабилизация уровня ВВП и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
Влияние фискальной политики На совокупный спрос
Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки, налоги и трансферты. Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами. Все данные переменные включены в состав совокупного спроса.
На совокупное предложение
Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.
Стимулирующая политика проводится в случае экономического спада. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.
Сдерживающая политика. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.
Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились.
Недостатки фискальной политики
Эффект «Crowding-out», также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов.
Другие недостатки
Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства.
Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний.