(Методы стимулирования сбыта продукции имеют главной целью ускорение реализации продукции и получение тем самым большего размера прибыли)
1) Методы максимизации продаж с учетом эластичности спроса
При эластичном спросе в качестве рычага стимулирования сбыта используется снижение цены, при неэластичном спросе — повышение.
Эластичный спрос характерен для конкурентного рынка и для таких категорий продукции, как продукты питания не первой необходимости. По мере роста цен на них население резко сокращает их потребление.
Неэластичный спрос наблюдается, если рост цен на данный товар не вызывает существенного сокращения объема покупок. Это все слабо или вообще незаменяемые товары: соль, сахар, алкоголь, табачные изделия и т. д.
2) Методы психологического ценообразования
Базируются на психологии покупателей, поэтому наиболее широко применяются при продаже потребительской продукции и обстоятельно рассматриваются в системе маркетинга.
Примером служит метод расчленения цен - продавец объявляет на данный товар не один, а несколько ценовых показателей.
Первоначально продавец объявляет тот ценовой показатель, который покупателю наиболее понятен и интересен (напр, при продаже мебельных гарнитуров на ценнике стоит цена за сам гарнитур). Затем, когда покупатель принимает решение заключить договор о покупке, продавец объявляет ему дополнительные показатели: расценки за транспортировку, сборку и др.
Этот метод чаще всего используют при продаже относительно сложных товаров, реализация которых обычно сопровождается дополнительными услугами.
3) Другой яркий пример психологического ценообразования — метод ценовых подарков.
При этом различают подарки действительные и мнимые.
Действительные подарки являются, по сути, скидками и используются в случае угрозы прекращения сбыта товара в силу его морального старения.
Однако чаще прибегают к мнимым подаркам. В этих случаях при продаже основного относительно более дорогого изделия продавец предлагает в качестве подарка более дешевое изделие. Стоимость последнего включается в стоимость основного изделия (напр., в качестве подарка предлагаются кассеты при продаже видеотехники)
Для современной отечественной практики методы психологического ценообразования очень важны: их применение не требует сложных расчетов и инвестиций, а эффект, как свидетельствует практика, получается значительный.