Рынок свободной конкуренции характеризуется:
– наличием большого числа производителей и покупателей товара, в результате чего доля каждой фирмы на рынке незначительна;
– полной мобильностью всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него;
– однородностью товаров и услуг;
– информированностью покупателей и продавцов о ситуации на рынке
(прозрачность рынка).
В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:
– цены предложения равны ценам спроса на эти товары, но цены достаточно подвижны, не остаются неизменными. В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п., может на него повлиять;
– отсутствие барьеров для вступления в рынок ведет к росту общего предложения и падению цен;
– эластичность спроса и предложения. При сопоставимости основных параметров товаров ценовой фактор может оказать существенное воздействие на покупателей, а при легкости вхождения в рынок и выхода на него цена выступает значительным стимулом для продавца;
– отрицательная перекрестная эластичность. Наличие
взаимозаменяемых товаров дает большие возможности покупателю при выборе товаров;
– для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции, характерна политика приспособления к ценам, сложившимся на рынке. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен;
– оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж, главной задачей становится контроль за издержками;
– в условиях неполной информации о конъюнктуре может действовать несколько различных цен