1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды
цен:
Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция
предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь, оптовые цены подразделяются на подвиды:
– оптовые цены предприятия;
– оптовые (отпускные) цены;
– оптовые цены закупки.
Оптовые цены предприятия формируются на стадии производства товаров (работ, услуг) и должны компенсировать затраты производителя на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую предприятием прибыль
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования,
степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
Свободные цены (рыночные цены) формируются в соответствии с конъюнктурой рынка с учетом степени новизны товара, его полезности, качества. Это основной вид цен в условиях развитого рынка.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные,
скользящие цены.
Твердые цены называют еще постоянными. Они устанавливаются в момент подписания контракта и не изменяются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Как правило, они используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров или их поставку в течение короткого срока. При этом обычно в договоре делается оговорка о том, что «цена твердая, изменению не подлежит». Существенное влияние на применение этих цен оказывает устойчивость конъюнктуры рынка.
Подвижная цена определяется в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка об ее пересмотре, если к моменту исполнения контракта рыночная цена изменится (повысится или понизится). Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта на основе пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены применяются в основном в
долгосрочных контрактах на поставку товаров и при неустойчивости
конъюнктуры рынка этих товаров.
4. По способу получения информации об уровне цены различают
публикуемые и расчетные цены.
Публикуемые цены сообщаются в специальных и фирменных источниках информации: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены публикуются в различных печатных изданиях – экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах, прейскурантах. Могут быть номинальными и отражающими прошлые сделки, совершенные за истекший период.
Расчетные цены применяются в контрактах на нестандартное
оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам.
5. В зависимости от вида рынка различают: цены аукционов, биржевые цены, цены торгов.
Цены аукционов –цены, отражающие ход продаж на аукционах. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило, один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форме.
Биржевые цены формируются на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: биржевые товары – массовые стандартные товары, поэтому сделки регулярны, много продавцов и покупателей, т.е. биржевой рынок – это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.
Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
6. Классификация цен с учетом базисных условий. Под базисными условиями понимают условия отражения в цене расходов на
транспортировку, погрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление в случае пересечения товарами государственной границы.
В мировой практике, в том числе и в России, эти правила применяются на базе специального документа «ИНКОТЕРМС - 2000» (Международные правила толкования торговых терминов).
7. Мировые цены. Под мировыми понимаются цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции на условиях, обычных для большинства товарных рынков. При этом:
– Внешнеторговые операции, цены которых предлагается использовать в качестве мировых, должны происходить на регулярной основе. Не являются представительными цены сделок, носящие случайный, эпизодический
характер, т.к. в этом случае ставится под сомнение солидность и представительность фирмы, и, следовательно, обоснованность цены на предлагаемый товар;
– Сделки должны носить раздельный, «несвязанный» характер, должны быть исключены товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи;
– Внешнеторговые операции должны осуществляться в условиях свободного
торгово-политического режима;
– Сделки должны вестись в свободно конвертируемой валюте.
На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим – ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям – обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении такой продукции. Например, мировые цены по сырьевым товарам определяют основные страны-поставщики, а по готовой продукции и оборудованию – ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие их.