Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи известного экономиста А.Маршалла – основоположника кембриджской теории цены и стоимости, который предпринял попытку объединить взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов.
А. Маршалл полагал, что издержки производства и предельная
полезность являются равноправными факторами определения цены.
А.Маршалл обосновал необходимость переноса центра тяжести с дискуссий по проблемам стоимости к изучению закономерностей складывания и взаимодействия спроса и предложения, и на этой основе – к формированию параллельно с теорией стоимости развернутой теории цены.
Существенное внимание А.Маршалл уделял проблемам формирования цены на отдельных рынках под воздействием сил спроса и предложения, придавая равное значение этим двум силам.
Значительным вкладом А.Маршалла в экономическую теорию стало разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом, доказав, что значимость влияния предложения и спроса меняется во времени.
Идеи и концепции А.Маршалла стали основой всех последующих
теоретических работ, посвященных проблемам ценообразования.
Общепризнанного определения такой сложной экономической категории как цена, нет и в настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:
Цена – денежное выражение стоимости товара;
Цена – форма выражения ценности, полезности благ, проявляющаяся в процессе обмена;
Цена – количество денег (других товаров или услуг, величина процента), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги;
Цена – издержки производителя плюс искусство менеджера;
Цена – денежное выражение системы ценообразующих факторов,
действующих в данное время.