Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается его способность как сложной открытой экономической системы прогнозировать свое будущее, предлагать продукт, пользующийся спросом, обеспечивать социальную защищенность работников и получать достаточную для нормального функционирования и развития прибыль.
Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности предприятия, т.е. его выживания в "суровых условиях действительности".
Данный калькулятор состоит из трех этапов:
1. Определение устойчивости предприятия по источникам финансирования.
2. Оценка уровня конкурентоспособности.
3. Характеристика объемов продаж.
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.
Оценка конкурентоспособности предприятия начинается с оценки отрасли, на которой конкурирует предприятие.
Основные экономические показатели, характеризующие отрасль:
Размеры рынка
Доходность отрасли
Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок
Масштабы конкуренции
Число конкурентов и их относительные размеры
Количество покупателей и их финансовые возможности
Количество поставщиков и их уникальность
Легкость вхождения в отрасль и выхода из отрасли
Необходимость и масштаб капиталовложений
Загруженность мощностей
Дифференцированность продуктов компаний-конкурентов
Технологические изменения, их темп и направленность
Значимость для потребителей брендов и торговых марок
Оценив отрасль, следующим шагом нужно оценить основных конкурентов и конкурентоспособность изучаемого предприятия по следующим критериям:
Доля рынка
Конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг
Уникальность предлагаемых товаров и услуг
Финансовое положение
Финансовые, производственные, технологические, инновационные возможности
Эффективность управления
Известность бренда, торговой марки
Конкурентоспособность предприятия определяется ответами на вопросы:
Насколько сильна конкурентная позиция компании по сравнению со своими основными конкурентами?
Что является основным конкурентным преимуществом предприятия?
С какими стратегическими проблемами предприятие сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем?
Насколько соответствует положение компании будущим ключевым факторам успеха в отрасли?
В каких областях предприятие является уязвимым?
Доля рынка является ключевым параметром при оценке конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия с большей долей рынка, как правило, выше.
Классические направления достижения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности предприятия:
низкие издержки (конкурентное преимущество в цене)
дифференциация (конкурентное преимущество в качестве)
Низкие издержки позволяют предприятию экономить на масштабе и привлекать больше покупателей, для которых цена является определяющим фактором при покупке.
Дифференциация означает способность предприятия предложить покупателю товар или услугу, обладающие большей ценностью с точки зрения потребителя. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что обеспечивает предприятию большую прибыль.
Конкурентоспособность демонстрируют как крупные предприятия с большой долей рынка, так и небольшие специализированные предприятия, имеющие конкурентное преимущество в узком сегменте. Предприятия, не обладающие финансовыми и производственными мощностями лидеров рынка, концентрируют свои усилия на повышении качественных характеристик товаров и услуг, и достигают устойчивого конкурентного преимущества в своем сегменте.