Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки «невозвратные» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.
Модель издержек фирмы в краткосрочном периоде
Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.
Ценообразующие факторы и их понятие (ценность товара как фактор формирования цены и параметры, влияющие на нее; фактор спроса и его влияние на цену и параметры, определяющие спрос).
Ценность:
· функционирование;
· надежность;
· большее (меньшее) число полезных свойств;
· содержание полезных (вредных) веществ;
· затраты на обслуживание;
· затраты на ввод в эксплуатацию;
· техническое обслуживание.
Спрос зависит от:
использования рекламы
моды и вкусов
ожидания потребителей
изменений предпочтений окружающей среды
доступности товаров
величины доходов
полезности вещи
цены установленной на взаимозаменяемые товары
а также зависит от количества населения.
Ценообразующие факторы и их понятие (ценовая эластичность (коэффициент эластичности и факторы, влияющие на нее). Экономические и психологические факторы, влияющие на спрос отдельного потребителя.
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.
Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спрос на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене.
Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене.
Факторы, влияющие на эластичность:
· Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
· Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
· Размер дохода.
· Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).
· Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
· Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.
Экономические:
o Цена (Закон спроса)
o Тип товара
o Доходы покупателей
o Численность покупателей
Психологические:
o Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.
o Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие измениния.