Наибольшее признание в экономической науке получили два главных направления в познании природы цены: 1) марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость; 2) австрийское, считающее, что основой цены является полезность товара.
По данной теории стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, а сама стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Количество труда измеряется рабочим временем, требующимся для изготовления конкретного товара. В связи с этим цена должна отражать затраты общественного труда на производство товара.
Карл Маркс ввел понятие общественно необходимые затраты труда. Согласно Марксу, ценообразование зависит от затрат, необходимых для изготовления какой-либо потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости работников и интенсивности труда. Одним из главных недостатков данной модели является недооценка значения рыночного спроса.
Согласно этой концепции, цена товара зависит по большей мере не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Категория полезности квалифицируется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкретному товару в рамках всех предлагаемых рынку товаров. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него.
Но в этой теории не раскрывается практика составления цены. Последователи данной теории признали невозможность количественного соизмерения полезности, сконцентрировав в своих работах внимание на проблеме взаимозаменяемости товаров в зависимости от динамики их цен.
Действие этих двух объективных законов является основой процесса ценообразования. В основе цены конкретного товара лежит диалектическое единство стоимости и потребительной стоимости.