Рынок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Функции рынка:
1)информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; 2)посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; 3)ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции; 4)регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции; 5)стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг; 6)координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль; 7)санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.
Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции. Рынком также называют определённое место, где происходит торговля.
К преимуществам рынка можно отнести:
- У рынка, как у всякого явления, есть свои положительные и отрицательные стороны.Высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей, повешению качества товаров и услуг. - Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Независимость в принятии своих решений, заключении сделок и т.п. - Эффективное распределение ресурсов, то есть способность рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство необходимых потребителям товаров. · Успешное функционирование экономики при наличии ограниченной информации - достаточно для предпринимателей иметь данные о цене товаров, издержках производства и потенциальных партнерах. · Гибкость и высокая адаптивность (приспособляемость) к меняющимся условиям. · Использование результатов и достижений научно-технической революции. Стремление к максимально высокой прибыли вынуждает товаропроизводителей разрабатывать новые товары, вводить новые технологии и т. д.
К негативным сторонам рынка следует отнести:
· Низкую способность рынка к сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, укреплению здоровья людей. · Ориентацию рынка прежде всего на удовлетворение потребностей тех, кто платит, при безразличии к производству социально значимых товаров и услуг. · Нестабильную занятость и негарантированный доход, что приводит к расслоению общества на «бедных» и «богатых». · Постоянные изменения рыночной конъюнктуры с присущими ей затовариванием, спадами производства, инфляцией, безработицей.