Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волжская государственная академия водного транспорта
Кафедра экономики и менеджмента
Контрольная работа № 1 по стратегическому планированию
Выполнил
Студент Ковалевский А.В.
Э10-1136
Проверила
Новикова Т.Е.
Нижний Новгород 2013
Задание 1
Сформулировать сущность, содержание, цели и задачи стратегического планирования и дать характеристику принципам планирования. Начертить схему ресурсного и целевого подходов к планированию и дать обоснование для использования каждого из подходов в конкретной экономической обстановке.
Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры. Основными процедурами стратегического планирования в макроэкономике являются: стратегическое прогнозирования (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты планов).
К основным принципам планирования относятся:
1. Принцип единства. Он означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учётом теоретической и практической взаимосвязи. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях.
2. Принцип целепологания предполагает выбор определенных целей развития, которые предстоит достичь в поставленные сроки.
3. Принцип системности методов и моделей социально-экономического планирования следует понимать как их совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый план по каждому направлению.
4. Принцип непрерывности определяется процессом планирования как непрервынй, когда на смену оному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму – третий. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный является частью среднесрочного, среднесрочный – долгосрочного.
5. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся условиям бизнеса.
6. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей.
7. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости – специалисты из вне и партнёры по бизнесу.
В условиях государственного централизованного планирования господствовал так называемый ресурсный подход. Суть его заключается в наилучшем использовании выделяемых государством ресурсов, т.е. объектом планирования выступают показатели ресурсов.
1 этап. Макроэкономические расчеты по определению общего объема ресурсов (функцию выполнял Госплан).
2 этап. Распределение ресурсов по отраслям и территориям (с учетом приоритетов) на уровне отрасли.
3 этап. Расчет показателей полноты и сроков удовлетворения экономических и социальных потребностей отраслей и территорий (на предприятии).
В настоящее время ресурсный подход неприемлем.
В условиях перехода к рыночным отношениям предприятия самостоятельно формируют стратегию развития за счет собственных средств. Используется так называемый целевой подход в планировании. Суть его заключается в ориентации на достижении конкретных целей, которые устанавливаются с учетом рыночных потребностей и корректируются внутренними возможностями предприятия.
1 этап. Осуществляется выработка стратегии социально-экономического развития предприятия и определение конкретных целей по направлениям развития (производство, финансы, маркетинг и т.д.).
2 этап. Осуществляется расчет объема, структуры, ассортимента товаров и услуг для удовлетворения потребительского спроса.
3 этап. Определяется потребность в ресурсах и при необходимости изыскивается возможность их дополнительного привлечения.
Таким образом, при целевом подходе объектом планирования выступают конкретные цели, а ресурсы являются необходимым инструментом для достижения поставленных целей.