Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Трудности связаны с учетом следующих факторов:
- изменение спроса на прогнозируемую продукцию;
- изменение цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли;
- объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;
- действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;
- перспективы развития данных инноваций.
Изменение цен может произойти под влиянием таких факторов, как резкое повышение требований к экономической и экологической безопасности, изменение цен на сырье и материалы. Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:
- в современных условиях вся экономическая конкуренция сводится к борьбе за рынки сбыта и источники сырья, причем для государств и крупных компаний решающее значение приобретает доступ к источникам сырья, а для средних и мелких компаний - к рынкам сбыта;
- требования по экономической и экологической безопасности постоянно ужесточаются;
- требования к качеству рабочей силы повышаются, что неизбежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;
- ужесточаются требования к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (черные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);