*Косвенный кредит - кредит, выдаваемый банком при выполнении им роли посредника при получении клиентом денежных средств или инвестиционных товаров от третьих лиц.
Косвенный кредит бывает следующих видов:
- учет векселей (см. курс «Экономика», тема «Банковская система»),
- факторниг (от англ. factor – посредник; см. тему «Операции коммерческих бан-ков»),
- акцептный кредит,
- форфейтинг,
- лизинг.
Те виды косвенного кредита, которые вами уже изучены (учет векселей и факторинг), мы рассматривать не будем, остановившись на еще неизученных или малоизученных.
1. *Акцептный кредит - обязательство банка произвести платеж по векселю путем его акцепта.
Акцептовав вексель, банк формирует специальный резерв по возможному платежу по векселю в случае неоплаты его плательщиком. Процент по акцептному кредиту – это, по сути, плата за отвлечение средств банка для формирования данного резерва..
2. *Форфейтинг (ударение на втором слоге) – покупка банком простых или переводных векселей, акцептованных покупателем (товара), у продавца товара на без регрессной основе. Хотя чаще всего фор фетируются векселя, возможен форфейтинг и других документов. То, что банк покупает вексель на без регрессной основе, означает, что банк полностью берет на себя риск неплатежа по векселю, т.к. продавец векселя (= поставщик товара) складывает с себя обязательства по векселю. Таким образом, форфейтинг можно кратко определить как покупку банком векселей покупателей товара у его продавца на без регрессной основе.
Устранение продавцом векселя и одновременно продавцом товара себя из цепочки плательщиков по документу производится путем надписи при совершении индоссамента : «Без оборота на меня». Таким образом, для банка форфейтинг является рискованной операцией, поэтому от продавца товара банк требует предоставления дополнительных гарантий – аваля или акцепта .
Особенности форфейтинга:
- Между банком и поставщиком товаров соглашение о форфейтинге заключается заблаговременно, поэтому поставщик точно знает, что вексель будет учтен банком и он сразу получит денежные средства.
- Форфейтинг обычно применяется при поставках оборудования на крупные суммы денег, поэтому его можно считать формой средне- или долгосрочного кредитования. Срок форфейтирования может составить от 80 дней до 5-7 лет.
-Объектом уступки в форфейтинговой операции часто являются долговые требова-ния экспортеров к импортерам. Наибольшая часть форфейтинговых операций дан-ного вида сосредоточена в Лондоне, а также в Германии и Швейцарии. Форфети-рование в этом случае происходит обычно в долларах или евро. Форфейтинг воз-ник после Второй Мировой войны и наибольшее распространение получил в стра-нах, в которых государственное кредитование экспортно/импортных операций бы-ло слаборазвито. Обычно форфейтинговые операции выполняют небанковские кредитные организации, которые являются «дочками» комбанков.
У фэкторинга и форфейтинга много общего, главное, что они способствуют превращению коммерческого кредита в банковский.
3. *Лизинг – (от англ.lease – сдавать внаем). Определение дано в курсе экономики, тема «Банковская система». Лизинговые сделки заключались еще задолго до того, как они получили свое современное название. Идея лизинга излагается в трактате Аристотеля «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности» (напи-санном ок. 350 г. до н.э.). В Венеции в XI веке существовали сделки, схожие с ли-зингом: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие тогда якоря. По окончании плавания они возвращались к своим вла-дельцам, их снова сдавали в аренду и т.д. Термин «лизинг» появился в конце Х1Х века, когда телефонная компания «Белл» решила не продавать свои телефоны, а сдавать их в аренду с правом выкупа. Первая фирма, основной деятельностью ко-торой был лизинг – «US leasing corp.», которая была основана в 1952 году в Сан-Франциско. Наибольшее значение лизинг получил в 80-е годы. Наибольшая доля лизингового бизнеса мира принадлежит США, Западной Европе и Японии. Иногда лизинг называют «кредит-аренда» от французского «креди-бай»..
41. Факто́ринг
Факто́ринг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги[1].