Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
НАСА (Национальное космическое агентство);
Национальное бюро стандартов;
Национальный институт здравоохранения;
Министерство обороны;
Национальный центр промышленных исследований;
Национальная академия наук;
Национальная техническая академия;
Американская ассоциация содействия развитию науки.
Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмымогут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
По данным Национального научного фонда США, на современном этапе НТП возросла в НИР доля малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с численностью занятых более 10 тысяч человек).
Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф»(фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.
Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензийна коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинги прогнозированиеинновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного регулирования следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решенийпо выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».
В США большое внимание уделяется прогнозированию и экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Здесь отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет. Неудивительно, что страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности.