Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из основных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.
Правительство РФ долгое время не уделяло достаточно внимания инновационной деятельности, что привело к ряду проблем.
Существующая научно-техническая база изрядно устарела. Россия не сможет долго оставаться мировой державой в сфере науки в условиях ухудшения инновационной инфраструктуры. В отличие от основных фондов, которые «погребены» в устаревших, неудачно расположенных предприятиях, существующий человеческий капитал в сфере науки и технологии потенциально является намного более гибким и мобильным ресурсом. Это может оказаться как благом, так и недостатком. Как и в случае с финансовыми ресурсами, это может быть источником утечки капитала или «утечки мозгов». Но он также может явиться и потенциальной движущей силой, стимулом экономического роста и развития частного сектора экономики в случае, если его правильно использовать, а также при условии правильного управления государственным сектором и проведения эффективной политики развития частного сектора.
Унаследованные от прошлого недостатки в сочетании с сокращением бюджетных расходов не только отрицательно влияют на доступ к образованию и качество самого образования, но начинают отрицательно сказываться и на количестве выпускников вузов, обладающих знаниями новых технологий и способностью к творческому мышлению, что в свою очередь приводит к снижению предложения на рынке высокообразованных трудовых ресурсов. Если Россия не будет предпринимать срочных мер для приостановления этих негативных тенденций, то она может потерять один самый важный фактор производства, без которого сложно добиться успеха на пути создания экономики, базирующейся на знании, – высокообразованные трудовые ресурсы, способные как потреблять, так и производить знания мирового класса.