Термин «бенчмаркинг» произошел от слова «benchmark», которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку наилучшего и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения.
Существует множество подходов к определению понятия «бенчмаркинг»:
– это поиск эффективных методов, которые ведут к улучшению деятельности;
– процесс постоянного исследования наилучших практик, способствует повышению конкурентоспособности;
– перенятие методов управления у других, успешно работающих при их помощи предприятий, после того как путем сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами были выявлены слабые стороны своей фирмы;
– особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов и др.
Использование бенчмаркинга многонаправлено. Он нашел широкое распространение в логистике, маркетинге, управлении персоналом, финансовом менеджменте, т. е. применительно к предприятию бенчмаркинг охватывает все сферы и направления его деятельности. Бенчмаркинг находит широкое применение при исследовании отдельных управленческих процедур, при принятии решений. Например, было проведено исследование и выявлено сорок пять методов, на основе которых лучшие фирмы принимают решения в сфере научных исследований.
Существует множество видов бенчмаркинга.
Внутренний бенчмаркинг – бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации путем сопоставления характеристики производственных единиц, сходных с аналогичными процессами.
Бенчмаркинг конкурентоспособности – измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.
Функциональный бенчмаркинг – бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.
Бенчмаркинг процесса – деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.